14.04.2024

В Приангарье открылся центр Святителя Иннокентия. Духовный стан. В Приангарье открылся центр Святителя Иннокентия Анга святитель


Начало сентября в Иркутской области прошло под знаком 220-летия со дня рождения и 40-летия канонизации Святителя Иннокентия Вениаминова (Иркутского) - одного из наиболее почитаемых в Сибири православных миссионеров, просветителей и духовных учителей.

Именно к этим большим юбилеям на родине Святителя - в посёлке Анга Качугского района был построен и открыт новый храмовый комплекс - Культурно-просветительский центр. В минувшие выходные в честь этого события в посёлке прошёл большой праздник с экскурсиями и концертом «Ангинский хоровод», в котором приняли участие народные коллективы. Какие раритеты можно увидеть в центре, к каким святыням прикоснуться, а главное, станет ли он точкой притяжения для паломников - разбирался корреспондент «АиФ в ВС».

Просветитель и учёный

Святитель Иннокентий - фигура знаковая не только для Иркутской области. Родился будущий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки 26 августа 1797 года в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова и при рождении получил имя Иван. Уже в девять лет его определили в иркутскую духовную семинарию, где он и получил новое имя в честь епископа Иркутского Вениамина. В возрасте 27 лет начался его сложный путь служения людям, когда он добровольцем отправился на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев.

По существующим данным, он окрестил около 10 тысяч человек, проживающих в Сибири и Якутии, а также в Русской Америке - на Аляске. Вклад Вениаминова в развитие культуры, истории и географии неоценим: строитель храмов, составитель словарей, крупный учёный-натуралист и мореплаватель. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора, который закрепил границы между Российской империей и цинским Китаем по реке Амур в 1858 году.

Граф Муравьев-Амурский и Святитель Иннокентий. Картина Алексея Авдеева из Хабаровска. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Особо почитаем Иннокентий Вениаминов в связи с тем, что во время своего служения он много времени посвятил изучению якутского и алеутского языков, составлению их алфавита и переводам на них текстов священного писания.

В 1977 году Святитель Иннокентий был причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

Возвращение храма

Идея создания храмового комплекса на родине Святителя возникла четыре года назад. В 2013 году проект «Путь Святителя Иннокентия» включили в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чуть позже правительство Иркутской области заявило о намерении создать в Анге культурный православный центр, который может не только объединить вокруг себя верующих, но и стать одним из туристических маршрутов региона.

Чудом сохранившийся дом дяди Святителя Иннокентия дал начало всему комплексу. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Сердцем комплекса, его духовным оплотом стал , в котором он провел своё детство. Удивительно, но этот дом получил известность только в 1976 году, благодаря исследованиям академика Окладникова. Родительский дом Святителя не уцелел: его снесли в начале 1980-х годов. Дом дяди Вениаминова уцелел лишь чудом, и отчасти благодаря американцам. В 1986 году иностранцы обратились в администрацию Качугского района с просьбой купить дом Святителя и перевезти его на Аляску. За усадьбу давали несколько тысяч долларов - неслыханные по тем временам деньги. Однако сделка не состоялась: несмотря на уговоры сельчан, тогдашний председатель исполкома Владимир Бутаков в продаже отказал, рассудив, что подобные объекты не следует «разбазаривать».

Убранство дома переносит в те далекие времена, когда святой был еще ребенком. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Дальновидный поступок помог сохранить дом для потомков и в 1997 году устроить в нём первый музей Святителя. Сейчас дом полностью отреставрировали, внутри его устроена экспозиция, рассказывающая о жизни нашего земляка и быте того времени. А рядом с ним выросла новая красивая Свято-Иннокентьевская церковь. Построили её из круглого бруса на самом высоком месте исторического комплекса. Внутри храма строители решили сохранить фактуру дерева, которая даёт особый теплый свет. В этом храме будет уютно всем прихожанам. Рядом расположилась библиотека и воскресная школа для детей.

Иконостас Свято-Иннокентьевской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Место для строительства комплекса выбрали отнюдь не случайное. Новая церковь, музей и другие объекты возведены на территории старинной Ильинской церкви, возведённой в 1804 году и полностью разрушенной в 1929 году. Во времена своего расцвета этот приход был главным для всех окрестных деревень. Выполнена церковь была в стиле позднего сибирского барокко. В память о разрушенном храме рядом с расчищенным фундаментом старинной церкви сейчас возвели часовню и звонницу. Жители посёлка очень надеются, что новая церковь положит начало возрождению села.

Часовня и звонница построены рядом с фундаментом разрушенной Ильинской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Новая жизнь старинного села

Удивительно, но даже на первых этапах строительства храмового комплекса в Ангу, которой в этом году исполнилось 335 лет, стали приезжать паломники. По словам представителей местной власти, только иностранных гостей село принимает до тысячи человек в год. Верующим не терпится увидеть возрождение православия на этой земле. Сейчас для тех, кто захочет посетить комплекс, литургии и приобщиться к духовному пути Святителя Иннокентия, созданы прекрасные условия для проживания. Специально для паломников в культурно-просветительском центре построили гостиницу со светлыми комнатами-кельями, в которых можно жить одному или вместе с семьёй. Всего в гостинице может разместиться 35 человек.

Интересен комплекс и для светских экскурсий. На территории есть несколько выставочных экспозиций, рассказывающих о жизни Святителя. Здесь можно увидеть старинные книги, издания словарей и духовных текстов, предметы быта и культа.

Главная выставка расположилось в духовно-просветительском центре на первом этаже. Один зал отведён под экспозицию картин, подаренных центру художниками из разных уголков России. Во втором можно посмотреть впечатляющую интерактивную выставку, повествующую о ключевых этапах служения Святителя Иннокентия.

Под самым потолком установлена парусная лодка, как напоминание о морских путешествиях Святителя. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Здесь всё - от стен до пола - несёт смысловую нагрузку. Под самым потолком плывёт парусная лодка, напоминая о морских путешествиях Святителя. Пол удивительным образом стал старинной картой Сибири и Дальнего Востока. По этой карте можно проследить за перемещениями святого и наглядно увидеть, как далеко простирался путь просвещения и миссионерства Иннокентия Вениаминова.

Журналисты и гости Центра остались под большим впечатлением от главной экспозиции. Фото: АиФ/ Роман Сизых

«Всю жизнь прожил в Анге и не ожидал, что вдруг здесь появится такой современный центр, - поделился своими впечатлениями житель села Иван Владимирович. - Стройка практически из окна моего была видна. С сельчанами, можно сказать, на экскурсию ходили смотреть, как дела продвигаются. Когда наконец на церкви маковки засверкали - радовались. Были, конечно, сомнения: всё ли получится, станут ли сюда люди приезжать? Живём-то не близко! Но сегодня видим, что это надолго, что теперь будет служба в церкви идти, детишки будут учиться, а значит - село наше ещё поживёт».

Владыка Вадим освятил культурный центр. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Ангинский хоровод

Освящение нового Свято-Иннокентьевского храма совершили митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

Такого количества гостей, как в день открытия Культурно-просветительского центра, в Анге, наверное, не было никогда. Поклониться памяти выдающегося человека приехали жители Иркутской области, Бурятии, Республики Тува и других регионов.

«Мы очень ждали этого путешествия, - рассказывает иркутянка Ольга. - В нашем храме было объявление о паломничестве в Ангу, и мы сразу приняли решение поехать семьёй. Очень приятно, что проезд был бесплатным. Вот только, к сожалению, не всем мест хватило. Но поехать всё равно все смогли: паломники добирались на своих авто и брали с собой тех, кто без колёс. В день выезда мы встали ещё затемно, чтобы занять своё место и не пропустить поездку».

Экскурсии в день открытия проходили в режиме нон-стоп. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Экскурсии для гостей работники комплекса проводили в режиме нон-стоп с утра и до самого позднего вечера. Что уж говорить про литургию, которую прошлось служить на улице, ведь небольшая Свято-Иннокентьевская церковь не смогла вместить всех желающих послушать проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

После торжественной литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви, на сцене рядом с храмом заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) зачитал приветствие патриарха Кирилла. А митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс в дар приходу икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, с частицей его святых мощей.


  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • ©

В селе Анга Качугского района сохранился деревянный дом, в котором жил будущий церковный деятель

Святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797-1879), митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки, оставил после себя заметный след как церковный, культурный и общественный деятель. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры московских святителей. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края; крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы; составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Святитель Иннокентий Вениаминов был канонизирован Русской православной церковью в 1977 году по просьбе зарубежной Русской православной церкви в Америке, основателем и первым митрополитом которой он был.

Ваня Попов - Ангинский - Вениаминов

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, а в детстве просто Ваня Попов), родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии, в семье пономаря. Рано оставшись без родителей - в 6 лет, Иван стал жить в Анге, в доме дяди Евсея. Мальчик рано освоил грамоту и с семи лет уже читал Апостол в церкви, а в девять с половиной поступил в Иркутскую духовную семинарию. Там мальчика стали звать Иван Попов-Ангинский, потому что многие дети священников носили тогда фамилию Попов. В 1814 году Ивану, как лучшему воспитаннику семинарии, дали фамилию Вениаминов - в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. По окончании Иркутской духовной семинарии в 1817 году юноша получил посвящение в сан диакона, а четыре года спустя - священника. Три года он проходил священнослужение в Благовещенском храме в Иркутске, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 году будущий святитель вместе с другими священнослужителями Иркутской епархии получил приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова. Вместе с женой, тещей и детьми священник Иоанн Вениаминов отправился в семимесячное путешествие из Иркутска на северо-восток.

Священник, исследователь, писатель

На Алеутских островах и на острове Ситхе священник Иоанн Вениаминов провел 16 лет. Он выучил алеутский язык и различные наречия местных племен, крестил тысячи людей, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. В редкие часы отдыха будущий святитель занимался метеорологическими наблюдениями, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. Эти труды были изданы в 1840 году в трех томах и назывались "Записки об островах Уналашкинского отдела".

В 1840 году священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Святейшего синода он был пострижен в монахи и принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского.

Еще 28 лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах Камчатки и Восточной Сибири, Амурского и Уссурийского краев, просвещая коряков и чукчей, тунгусов и якутов, ламут и юкагиров, а также другие народности, не приобщенные к христианской культуре и цивилизации. Под его руководством на якутский и тунгусский языки были переведены Евангелие и другие книги, составлены соответствующие словари и грамматика.

В 1854 году во время нападения англичан (в связи с Крымской войной) на наши дальневосточные владения святитель Иннокентий отправился на Амур через Аян, захваченный англичанами, и вел с ними переговоры. В сентябре-ноябре этого же года святитель Иннокентий познакомился с известным русским писателем Иваном Гончаровым, который завершил кругосветное путешествие на фрегате "Паллада" и находился в Якутске.

9 мая 1858 года святитель Иннокентий вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым прибыл в станицу Усть-Зейскую. Здесь по инициативе святителя был заложен храм Благовещения, а станица переименована в Благовещенскую. По замыслу святителя и генерал-губернатора Благовещенск должен был стать главным городом Приамурья. Туда перенесли кафедру святителя Иннокентия.

С января 1868 года святитель Иннокентий был уже митрополитом Московским и Коломенским, непосредственным преемником митрополита Филарета. Находясь на кафедре московских святителей, он учредил Православное миссионерское общество.

Святитель Иннокентий умер 31 марта 1879 года и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.

6 октября (23 сентября по церковному стилю) 1977 года определением Священного синода Русской православной церкви в ответ на просьбу Священного синода Православной церкви в Америке от 8 мая 1974 года митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых. Празднование его памяти установлено дважды в год - в дни кончины и прославления.

Музей в Анге

В селе Анга Качугского района сохранился деревянный дом, в котором маленький Иван Попов жил со своим дядей. Вот уже 11 лет в нем находится Музей святителя Иннокентия. История музея началась в 1986 году, когда американцы сделали запрос в администрацию Качугского района о возможности покупки этого домика и перевозки его на Аляску. Дом в это время стоял пустой, в относительной целости и сохранности, да и никто из жителей Анги не вспоминал о его давних жильцах.

Может, не все и знали, что дом этот особенный, - рассказала Ольга Сокольникова, младший научный сотрудник Музея святителя Иннокентия, - потому что святитель Иннокентий не так давно к лику святых причислен. Да и время-то какое было - советское. А когда американцы обратились - сразу заговорили, и руководители района (в то время Владимир Бутаков и Виталий Окунь) решили дом не отдавать. Дом находился в собственности у хозяев, администрация выделила деньги, и мы купили охранную грамоту - такую бумагу, по которой строение нельзя ни сносить, ни трогать. Так дом и стоял до 1995 года. Потом приехали сотрудники музея "Тальцы", перебрали дом дважды.

Часть экспонатов для нашего музея предоставил музей "Тальцы", часть собрали школьники, что-то приносили жители села. Например, здесь есть ведомости святителя, ксерокопии его прошений.

В музее хранится икона из разрушенной Ангинско-Ильинской церкви. Белокаменную церковь строили братья Воробьевы и Ольшанские, в советские времена ее разобрали, а из этого камня в селе построили водонапорную башню, которая стоит до сих пор.

Экскурсии в музее бывают как минимум раз в неделю. На каникулах здесь "аншлаг" - приезжают школьники со всей области. Ольге Сокольниковой помогают местные краеведы - ребята-старшеклассники сами проводят экскурсии для сверстников. А если в районе бывают высокие гости, то без посещения музея не обходится ни одна делегация. Приезжают и посетители из-за рубежа - Америки, Аляски, даже с Ситхи. Из наиболее дорогих гостей называют праправнука святителя Иннокентия, владыку Анатолия из Лондона, губернаторов области.

В апреле прошлого года управление Иркутской епархии сообщило, что в селе Анга Качугского района предполагается создать Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия.

С такой инициативой выступили архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин.

Заслуги святителя Иннокентия таковы, что Русская церковь в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия учредила орден Святителя Иннокентия. Награда вручается за первосвятительские труды на благо Русской церкви. Ордена Святителя Иннокентия I степени удостоен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В пять утра в минувшую пятницу от иркутских храмов начали отъезжать автобусы. За городом они собрались в колонну и двинулись по направлению к Качугу. Им нужно было к девяти утра доставить прихожан в Ангу, где в это время начиналась божественная литургия. На ней митрополиту Иркутскому и Ангарскому Вадиму сослужили ещё четыре владыки, а среди молящихся находились представители иркутской элиты. Именно с литургии начался праздник, посвящённый 220-летию со дня рождения и 40-летию канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), уроженца сибирской деревни Анга.

К этому дню Иркутская область готовилась долго. Проект «Путь святителя Иннокентия» был задуман и стартовал в 2013 году при поддержке правительства РФ. В том же году он вошёл в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и получил благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нём участвовали десять регионов Сибири и Дальнего Востока.

Главные торжества состоялись в Анге и Иркутске. Возле маленького дома, в котором провёл часть своего детства святитель и который получил статус музея ещё в 1997 году, к торжественному дню были построены Свято-Иннокентьевский храм, духовно-просветительский центр, часовня и мемориальная зона. Воротами на территорию служит звонница, которая своей архитектурой напоминает о первых веках христианства.

В день юбилея маленькая Свято-Иннокентьевская церковь, конечно, не смогла вместить всех желающих. Поэтому литургию служили прямо на улице и владыке Вадиму сослужили архиереи других епархий. Были здесь уроженец Иркутской области, сохранивший тесные связи с родиной, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

По информации пресс-службы Иркутской области, на празднике присутствовало около семи тысяч человек. Много людей приехало из Иркутска, большинство среди них – верующие люди, прихожане иркутских храмов, для которых это был настоящий праздник. И ради этого люди готовы были совершить и маленький духовный подвиг.

– От Спасского храма в 5 утра отходил специальный автобус для паломников, – рассказывает прихожанка Наталья Васильева. – Я взяла с собой 10-летнюю дочь, но многие в последний момент не рискнули взять ребятишек, хотя и записывали их. Для прихожан проезд был бесплатным, аренду автобуса оплачивал храм. Хотя где-то паломники самостоятельно скидывались на проезд. Желающих поехать было много, на всех даже мест не хватило.

После богослужения в Анге прошло освящение Свято-Иннокентьевской церкви, а затем открытие духовно-просветительского центра. А завершился этот день международным этнокультурным фестивалем «Ангинский хоровод», на который приехали лучшие народные коллективы из всех уголков области и других регионов страны, а также несколько зарубежных коллективов. И можно с уверенностью сказать, что такого праздника и такого размаха Анга ещё не видела.

Возрождение памяти

Возрождение памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски и Америки, в России началось в 1997 году. Это был год 200-летнего юбилея святителя и 20-летия со дня его канонизации. Событие это отмечалось и в других странах. До сих пор на Аляске помнят святителя Иннокентия больше, чем других миссионеров. Достаточно сказать, что в штате Аляска 1997 год на государственном уровне был объявлен Годом святителя, которого там называют Иннокентием Аляскинским.

В 2016 году в рамках подготовки к празднованию в Иркутске проходило совещание под руководством заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова. В нём принимали участие представители десяти восточных регионов России, и все они рассказывали о том, что уже сделано и что планируется сделать в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Нужно сказать, что Иркутск тогда выглядел достаточно бледно на фоне других регионов.

В Якутии уже давно стоит памятник святителю Иннокентию, работает духовно-просветительский центр, названный в его честь. Завершено издание полного собрания сочинений и писем в семи томах, в котором впервые опубликованы многие документы.

В Благовещенске, названном в честь церкви, в которой святитель служил в Иркутске и которая потом была разрушена, стоят два памятника апостолу Сибири и Америки – один в виде бюста, а второй в виде скульптурной композиции, где святой сидит рядом с графом Муравьёвым-Амурским. Кстати, на днях в Иркутске тоже был открыт памятник святителю Иннокентию. Он находится в скверике около Богоявленского храма.

Строительство мемориального комплекса и храма в Иркутске продвигалось трудно. Прошлой осенью в дело даже пришлось вмешаться депутатам. Законодательное Собрание тогда провело очередную сессию в посёлке Качуг. В итоге строительные работы продолжались даже зимой, хотя в этих местах морозы бывают до минус 50 градусов. Для удешевления проекта и в ущерб красоте бревно было заменено на газобетон, из которого и построено здание духовно-просветительского центра.

Новый смысл существования

Место для нового храма выбрали невдалеке от фундамента разрушенной церкви. О ней нужно сказать особо. Старинный белокаменный храм во имя Святой Троицы в Анге был построен в 1804 году. Обычно его называли Ильинским – по названию отапливаемого зимнего придела. Двумя другими приделами жители села пользовались только в тёплое время года, поскольку они были холодными. Здесь, в этой церкви, когда-то служил пономарём отец будущего святителя Евсевий Попов, а его дядя Дмитрий был дьяконом.

Ильинский храм разрушили в 1930-х годах, во время разгула воинствующего атеизма. Не пожалели и находившееся вокруг храма старинное кладбище. Более 200 лет на нём хоронили священнослужителей и просто жителей Анги.

Если в дореволюционное время Анга была большим, богатым селом, то сегодня это затухающая деревня. Новый смысл своего существования и новые надежды она связывает с именем святителя Иннокентия. Интересно, что ни духовно-просветительского комплекса, ни музея здесь могло бы не быть вовсе. В 1986 году американцы предложили выкупить сохранившийся домик дяди святителя Иннокентия. Они хотели увезти сруб в США и открыть музей. Между прочим, предлагали большие деньги за никому не нужные брёвна, несколько тысяч долларов. Говорят, сделке воспротивился председатель сельсовета Владимир Бутаков. Ну а потом усадьбу выкупили, оформили на неё охранные обязательства. В 1997 году, к 200-летнему юбилею святителя Иннокентия, в домике, где он провёл часть своего детства, был открыт музей. Но если бы в своё время ангинцы продали этот домик, может статься, что вместе с ним они продали бы своё собственное будущее.

Рядом с разрушенным храмом строить было нельзя, потому что здесь располагается старинное кладбище. Место выбрали немного подальше, рядом с домом-музеем. Уже освящённые деревянные стены и купола излучают тепло и надежду. Когда-то каменный Ильинский храм был абсолютной доминантой архитектурного облика Анги. По традиции расположенный на высоком холме, он был «точкой сборки», к которой словно подтягивалась вся деревня. С тех пор, как храм разрушили, деревня потеряла стержень, на котором держался её внешний облик, не только внутренняя жизнь. С появлением новых куполов на высоком холме образ деревни словно получил завершённость.

На первом этаже храма будут располагаться вспомогательные помещения и класс воскресной школы для детей и взрослых. Ангинцы смогут постигать здесь основы веры, духовного пения, изобразительного искусства, изучать Закон Божий. На втором этаже будут проходить богослужения.

Небольшой, но очень красивый иконостас для Свято-Иннокентьевской церкви был написан в Троице-Сергиевой лавре. Его заказывала и оплачивала семья депутата Госдумы Сергея Тена. Остальные художественные работы выполняли епархиальные иконописцы. Сам храм был рублен в Иркутске под руководством известных мастеров своего дела Кондратьева и Пинайкина. Средства на храм собирали всем миром, но было несколько крупных жертвователей. Вокруг фундамента старого храма, там, где было кладбище, уже появилась мемориальная зона.

– Мы специально очень тщательно расчищали фундамент и разорённое кладбище, – говорит настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Алексий Середин. – Хотелось, чтобы потомки тех людей, которые его разрушали, могли это видеть, участвовать в работе и воспитывать на этом примере своих детей.

Символическими воротами в мемориальную зону стала звонница из раннего периода христианства. Самым крупным сооружением комплекса является духовно-просветительский центр. Чтобы избежать крупных форм, он спроектирован в виде пяти отдельных павильонов. Здесь можно посетить выставку, рассказывающую о жизни святителя Иннокентия, посмотреть на работы иркутских художников. Отдельно стоящие павильоны связывает общая лестница.

Два конференц-зала смогут принимать гостей в любое время года. Здесь планируют проводить выставки, конференции, круглые столы. После введения в эксплуатацию центр будет работать как подразделение краеведческого музея.

При духовно-просветительском центре построено несколько келий, в которых смогут останавливаться паломники. Даже в то время, когда здесь не было ничего, кроме маленькой избушки, в Ангу приезжало до тысячи иностранных паломников в год. Теперь люди смогут побыть в этом месте подольше, ощутить его и, может быть, осмотреть округу. Окружающая природа, сёла с их многочисленными храмами и старинными купеческими домами сами по себе являются памятниками освоения Сибири. Качугский район и очень интересен с точки зрения христианства, и богат памятниками дохристианской эпохи. До прихода русских и освоения ими этих мест здесь развивалась культура эвенков и бурят. Рядом с Качугом находятся Шишкинские писаницы, уникальнейший памятник культуры дописьменной эпохи. В близлежащих деревнях ещё стоят древние сибирские храмы. К сожалению, все они разрушаются и умирают вместе с деревнями, их окружающими.

– Надеюсь, другие деревни, как и Анга, найдут какие-то смысловые точки своего существования, – говорит отец Алексий. – Может быть, сначала это будут нематериальные смыслы, вокруг которых со временем расцветёт и материальная жизнь.

Пример святителя

Сейчас в Анге нет юридически оформленной общины. Но главное – есть люди, которые помогали строить храм и центр, и таких людей много. Они и являются зарождающейся общиной этого храма. Одно дело, когда ты пришёл в готовый храм. И совсем другое, если ты строишь храм своими руками. Оформить общину как юридическое образование достаточно просто, а вот сформировать из неё единый жизнеспособный организм гораздо сложнее.

– Я думаю, у всего, что происходит с нами, есть более глубокие духовные причины, – уверен отец Алексий. – Наверное, не зря мы так долго не могли начать строительство. Эти годы и были нам даны для того, чтобы там зародилась духовная жизнь. Строить ещё один храм для людей, которые не только разрушили свой храм, но и разорили кладбище, гробы своих дедов, наверное, не совсем правильно. Конечно, нам необходимо идти к людям, возвращать их к жизни, к тем христианским, духовным смыслам жизни, которые были ими утеряны. Но людьми это должно быть воспринято.

В октябре, когда произошла канонизация святителя Иннокентия, святейший патриарх Кирилл созовёт сонм архиереев в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, где возглавит богослужение. В нём примут участие епископы США, Сибири, Дальнего Востока. В Иркутск и Ангу ни патриарх, ни президент не приехали. Обычно иркутяне из-за таких событий не расстраиваются, менталитет не позволяет.

– Уровень веры в Сибири исторически ниже, чем в европейской части. И нужно спрашивать, не почему патриарх не приезжает, а почему у нас в храмах народу мало. В Иркутске живёт 650 тысяч человек, но сколько из них живёт настоящей христианской жизнью? – говорит отец Алексий. – Внешнее нестроение всегда происходит от нашего внутреннего состояния. Беспорядок, заброшенность, катаклизмы – всё это от неуютности в душе человека, оттого, что она не знает Бога. Поэтому кому можно предъявлять претензии о том, что патриарх к нам не едет, а наши сёла находятся в таком заброшенном состоянии? Только себе.

Зато у нас есть пример святителя Иннокентия. Каждый, кто приезжает в Ангу, должен пригнуть голову, чтобы войти в низенький домик святителя. И у каждого при этом появляется в голове вопрос: как в этой дыре мог родиться и вырасти великий подвижник, учёный, просветитель, в конце концов, митрополит Московский и Коломенский?

– Святитель Иннокентий – это пример жизни с Христом, – отвечает на этот вопрос отец Алексий. – Во Христе он обрёл всё. И силу, и талант, и могущество, и славу. Его пример мы используем, чтобы показать, что нужно не второстепенные задачи решать, а самую главную. Ищи Бога – и обрящешь всё. Мы ищем крохи и даже их не получаем, а только ропщем, болеем и умираем, ничего не достигнув. Человек всю жизнь ищет славу. А мы чествуем святителя Иннокентия, которого, казалось бы, давным-давно забыли совершенно.

Я думаю, нет у нас сейчас и тысячи святых. Хотя и говорят, не стоит село без праведника. Но таких святых, как святитель Иннокентий, пожалуй, нет, и нам их крайне не хватает.

Четырехлетняя эпопея с празднованием 220-летия святителя Иннокентия, как и ожидалось, завершилась полным провалом.

В 2013 году губернатор Сергей Ерощенко придумал мощный пиар-ход: отметить в селе Анга Качугского района 220-летие святителя Иннокентия. Родившегося в той самой Анге. Идея была откровенно бредовая, но на волне тогдашнего политического успеха Ерощенко вполне подходила и для пиара, и для освоения бюджетов.

По мысли Ерощенко , проект, сразу же получивший благословения патриарха РПЦ МП Кирилла, должен был стать федеральным. Под него выделялось серьезное финансирование и оказывалась поддержка со стороны Минкульта. Об участии в проекте заявили десять субъектов Российской Федерации, был запланирован целый ряд международных мероприятий, в том числе в Оксфорде.

Апогеем всего шоу должно было стать строительство большого культурно-просветительского комплекса в Анге, где родился будущий святитель. Непосредственно в день юбилея, 8 сентября 2017 года, праздничные мероприятия должны были пройти одновременно в десяти регионах, но центральное действо должно было состояться на родине святителя, около его дома-музея. В 2013 году федеральный Минкульт пообещал привезти в Ангу президента России и патриарха РПЦ.

Заодно должны были облагородить и село Анга, в том числе построить новую школу со спортзалом. Старая деревянная школа построена в 1956 году, в ней не было воды, туалетов, а на обед школьники ходили в соседний сарай, приспособленный под столовую.

К 2015 году был практически достроен деревянный храм - в нем осталось выполнить отделочные работы, установить алтарь, иконостас и прочие элементы внутреннего убранства. Уже в 2016 году планировалось оборудовать территорию центра парковками и заасфальтировать гравийную дорогу от Качуга до Анги.

В проекте культурно-просветительского центра значилась полная реставрация дома святителя Иннокентия, восстановление по чертежам дома его родителей, создание музея, строительство моста через ручей. Ничего из этих планов реализовано не было.

Пришедший в 2015 году к власти в Иркутской области коммунист Сергей Левченко банально забыл про запланированный юбилей. В течение полутора лет строительство замерло без финансирования. Появилась угроза срыва праздника, внесенного в федеральные программы.

В конце 2016 и начале 2017 года региональное правительство вложило гигантские средства в асфальтирование 23 километров дороги от Качуга до Анги. Госконтракт на капитальный ремонт дороги был заключен с "Дорожной службой Иркутской области", имеющей тесные связи с первыми лицами в иркутском правительстве. Цена контракта – 437 миллионов рублей. Каждый километр дороги обошелся бюджету в 21 миллион рублей, хотя объемы земляных работ были минимальны - асфальт укладывали на многовековой слой гравия. Ремонт дороги должен был завершиться 30 июня 2017 года, но он не закончен до сих пор.

Только после активного вмешательства руководства иркутского Заксобрания, строительство "культурного центра" активизировалось. Правда, в отличие от дороги, на которой явно хорошо "попилили" бюджет, средства на строительство выделялись по минимуму. В итоге из всего грандиозного проекта, были построены только двухэтажный коттедж для священника, небольшая гостиница на 35 человек, достроена церковь. Все сооружения, кроме церкви, возведены из дешевого газобетона. Ни о какой новой школе речи уже не шло - старую деревянную школу облицовали ядовито-желтым сайдингом, и на этом дело закончилось.

К 8 сентября, когда должен был официально отмечаться день рождения святителя, со строительством не успели. Культурно-просветительский центр не закончен, и не готов к функционированию. Спортзал при школе также не закончен, причем у него уже рассыпается фундамент.

Ни патриарх, ни президент, ни кто-либо из высокопоставленных лиц федерального уровня, на праздник не приехали. От РПЦ прибыл лишь третьеразрядный представитель пиар-службы - откровенный "визит вежливости". Сам губернатор в Анге был недолго - приехав со всей своей свитой на роскошном авто, он сказал короткую речь и спешно уехал. Вслед за ним отбыл и духовный куратор проекта - архиепископ Вадим. Гостей праздника остались развлекать культурные коллективы.

В целом все действие произвело впечатление скомканного и слепленного наспех. Кто столь неумело срежиссировал "праздник" - осталось загадкой. Тем не менее пресс-служба правительства победно заявила, что на празднике побывало семь тысяч человек. Где они могли разместиться на крохотной площадке культурно-просветительского центра, и на чем могли доехать до Анги, до которой около 300 километров, неизвестно. Впрочем, местные жители говорят, что цифра явно преувеличена на один ноль. Как минимум.

На этом фарс "святителя Иннокентия", вероятно, закончился навсегда. После неуклюжего "праздника" региональное правительство вряд ли найдет средства для продолжения строительства "культурно-просветительского центра". Священника для ангинской церкви также найти пока не могут. Про бесцельно потраченные миллионы из карманов налогоплательщиков завтра уже забудут. Останется только асфальтовая дорога, ведущая в никуда. И на том спасибо.

Фото: Сергей Корешков, Алёна Штерн