24.12.2023

Знамя ВВС: Министерство обороны Российской Федерации. Ассоциация экспериментальной авиации - флаг авиации


Символика в жизни человека всегда значило много, особенно большое значение она имеет у военных. Во-первых, символика позволяет отличать виды войск, в том числе, среди обычных граждан, во-вторых, атрибуты позволяют показать, выразить факт прохождения службы в определенных войсках, а этим вполне можно гордиться. В-третьих, в военной обстановке флаг, отличительные знаки своего рода войск даже могут поднимать боевой дух и подкреплять уверенность в себе и в том, что поставленная боевая задача будет выполнена на все 100%.

ВВС РФ: история создания.

ВВС РФ как таковые появились сразу после развала СССР в 1991 году. На данный момент Военно-Воздушные войска причислены к Военно-Космическим силам. Стоит заметить, что Воздушно-Десантные силы в состав космических не входят, несмотря на то, что часть боевых действий этих сил происходит в воздухе. Все-таки, ВДВ – это больше сухопутные войска, их цель всегда находится на суше, воздух – это лишь способ эффективного проникновения на нужную точку. Но, возвращаясь к ВВС, нужно уточнить функции, которые выполняют конкретно эти войска. Во-первых, это завоевание воздушного пространства, ведение там боевых действий с целью завоевания и контроля. Во-вторых, от Военно-Воздушных сил требуется уничтожение стратегических важных для противника точек: вражеских аэропортов, заводов, военных складов, важных с точки зрения военных действий точек населенных пунктов и так далее, также это поражение людских военных ресурсов противника с воздуха. В-третьих, это оборона воздушного пространства от вражеского вторжения. Структура ВВС РФ частично была перенята у структуры данных сил времен СССР. ВВС РФ включают в себя дальнюю, военно-транспортную и армейскую авиацию, которая выполняет те же функции, что и соответствующая (только вместо армейской – фронтовая) авиация СССР. В целом ВВС РФ содержат в себе такие рода войск: непосредственно авиацию, зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска. Также есть и специальные войска, цель которых выполнение более конкретных и узких задач, а также войска, обеспечивающие жизнеспособность вышеперечисленных подразделений (к примеру, медицинская часть).

В 1991 году началась усиленное разделение ресурсов ВВС СССР среди всех постсоветских республик. Российская Федерация получила около 40% техники и 65% людских ресурсов. Некоторая часть техники была уничтожена, некоторая – передана России в качестве уплаты за какие-то экономические долги. С начала 90-х и практически до начала 2000-х Военно-Воздушные силы постепенно теряли всю свою мощь и значимость. Техника просто не использовалась, простаивала, о модернизации речь вообще не шла. Происходили большие сокращения офицерского состава, обучение в данном роде войск было на очень низком уровне. Такое плачевное положение дел объяснялось таким же плачевным финансовым положением Вооруженных Сил в целом. Только лишь в 2009 году ВВС РФ начали вставать с колен. Повсеместно проводился ремонт, уровень обслуживания техники существенно поднялся, осуществлялась модернизация. Резко вскочил уровень закупок авиационных средств, велись работы над разработкой самолета пятого поколения ПАК ФА, который успешно прошел все испытания. Пока что в серийный запуск авиация пятого поколения не поступала, однако, сообщается, что это планируется сделать уже в 2016 году.

В 2008 году ВВС РФ претерпели существенные изменения ввиду проводившейся реформы. Больше всего изменения коснулись структуры войск и аэропортов и авиабаз. Было создано 4 командования.

Флаг Военно-Воздушных сил Российской Федерации.

Флаг представляет собой прямоугольное полотно, покрашенное в голубой цвет. В центре можно увидеть крылья серого цвета. Крылья соединены между собой авиационным пропеллером (2 лопасти), который скрещен с зенитной пушкой. От центра флага по голубому фону расходятся в стороны 14 расширяющихся к концу желтых лучей. Скрещение винта и пушки обозначает объединение войск противовоздушной обороны и, непосредственно, Военно-Воздушных сил. Флаг был принят официально в 2004 году. Если посмотреть на флаг ВВС РФ и флаг ВВС СССР, становится очевидным тот факт, что второй флаг послужил базой для первого. Они оба символизируют воздушные силы, отличие в том, что фон флага ВВС СССР синий, чуть выше центра имеется желтый круг, внутри которого красная звезда – знак отличия. У ВВС РФ также есть знак отличия и это тоже звезда, но на флаге она не изображается. Звезды времен СССР и современные различаются. Современный знак отличия ВВС - красная звезда с белой окантовкой.

У ВВС РФ есть и другая символика. Существуют малая, средняя, большая эмблемы, нарукавные знаки, штандарт. Средняя эмблема походит на герб Российской Федерации, это двуглавый орел, который держит в своих когтях скрещенную зенитную пушку и пропеллер. В центре орла красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца на конец, убивающего змея. Фактически это интерпретация герба Москвы. Средняя эмблема обозначает принадлежность ВВС к Вооруженным Силам РФ, так как малая символика чисто ВВС – это пропеллер с пушкой, а орел со щитом – символ Вооруженных Сил в целом. Однако стоит сказать, что флаг как ранее являлся самым узнаваем, в том числе, среди гражданских лиц символом Военно-Воздушных сил, так и до сих пор этот атрибут – самое простое средство для выражения принадлежности чего-либо к ВВС РФ.

Показ символики Военно-Воздушных Сил РФ происходит в некоторые государственные праздники. К этому обязывают законодательные акты. Обычные граждане, особенно те, кто проходил службу в ВВС РФ могу вывешивать флаг этого рода войск все 365 дней в году в своих жилых помещениях. Стоит сказать, что люди, отслужившие в ВВС РФ, очень гордятся этим, частенько стараясь показать свою принадлежность к этому виду войск, а лучше всего для этого подходит как раз символика, в частности флаг.

Друзья, для меня всегда, с детства, авиация ассоциировалась с гимном авиации и флагом ВВС. И когда в 2004г флаг ВВС был изменён, а старые флаги были выброшены, я их подобрал и принёс домой. Как-то это всё было не правильно... не по людски что-ли. Прошло 10 лет, флаг ВВС СССР ушёл в историю авиации, историю нашей страны, но в моей душе он остался тем флагом авиации, который дорог и который хочется поднимать, гордиться им в особо торжественные моменты.

Возникло предложение, которое хочу обсудить с Вами:
Предлагаю признать флаг ВВС СССР - флагом авиации общего назначения России!

А теперь немного истории.

Флаг и Знамя
ФЛАГ - полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, поднимаемое на специальной мачте (флагштоке) .
ЗНАМЯ - единичное флажное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например воинской частью, считается большим позором.

Немного из истории флага ВВС
Флаг ВВС СССР

Аэродромный флаг авиационных отрядов и их соединений утвержден Постановлением Президиума ЦИК СССР "О флагах и вымпелах Союза ССР" 29 августа 1924 года.
15 мая 1967 года этот флаг стал флагом ВВС. Т.е. до 1967г данный флаг был просто флагом авиации!

Знамя Военно-воздушных сил учреждено Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. № 141 "О знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации"
На лицевой стороне полотнища, в центре, – главная фигура Государственного герба Российской Федерации.
На оборотной стороне полотнища – эмблема Военно-воздушных сил: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах скрещенные серебряные пропеллер и ствол зенитного орудия. На груди орла размещен щит, увенчанный золотой короной. В щите, на красном поле, – серебряный всадник, поражающий копьем дракона.

В соответствии с Постановлением от 15.05.1967 Флаг ВВС поднимался (выставлялся) в следующих случаях:
- в дни государственных и революционных праздников;
- в День Советской Армии и Военно-Морского Флота;
- в День Воздушного Флота СССР;
- в дни годовых праздников, установленных частям и соединениям в ознаменование дня их сформирования;
- на аэродромах во время производства полётов.

В праздничные дни флаг Военно-Воздушных Сил выставлялся на зданиях учреждений и заведений ВВС, штабов частей и соединений вместе с Государственным флагом СССР, при этом размеры флага ВВС не должны превышать размеров Государственного флага СССР.

При производстве дневных полётов на аэродромах авиации Вооруженных Сил СССР флаг поднимался на время полётов на флагштоке, устанавливаемом в районе КДП (СКП), и опускается после окончания полётов. В дни государственных и революционных, а также воинских праздников флаг Военно-Воздушных Сил использовался для оформления и убранства внутренних помещений Домов офицеров, клубов и конференцзалов при проведении торжественных заседаний и собраний личного состава.
Флаг Военно-Воздушных Сил может использоваться постоянно для оформления выставок, посвящённых боевому пути Военно-Воздушных Сил, организуемых в штабах, в Домах офицеров и комнатах боевой славы.

Описание флага ВВС СССР: "Прямоугольный голубой флаг с отношением длины к ширине 3:2, с золотой бахромой на свободной короткой стороне. На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети ее от верхней кромки флага - желтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх и имеющая в центре перекрещенные жёлтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, а звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга. От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся жёлтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними. В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) чёрного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концом лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти- 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростертыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов желтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга".

К истории флага, добавлю маленький экскурс в историю "Марша авиаторов".

Авиамарш (более известна как «Марш авиаторов») - советская песня в виде марша, написанная весной 1923 года (хотя сам Хайт говорил, что песня написана в 1920 году). Музыка Юлия Абрамовича Хайта, слова Павла Давидовича Германа. Часто исполняется на парадах, являлась официальным гимном ВВС СССР.

История создания "Песня эта была написана в 1920 году в Киеве авторами-эстрадниками - поэтом Павлом Германом и композитором Юлием Хайтом. Уже к середине 20-х "Авиамарш" запела вся страна. Его первая строчка "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" стала крылатой, а начальные слова припева "Всё выше" приобрели значение девиза... Седьмого августа 1933 года газеты напечатали приказ Реввоенсовета СССР: "Установить авиационным маршем ВВС РККА "Всё выше!" 07 августа 1933 года Приказом Реввоенсовета песня "Всё выше" объявлена маршем Воздушных сил СССР – "Авиамаршем"

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

(в более поздней версии -
Нам Сталин дал стальные руки-крылья,...)

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

(В первоначальном тексте -
И в каждом пропеллере дышит защита
спокойствия наших границ)

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на каждый ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!

История советской военной авиации началась в 1918 году. ВВС СССР были сформированы одновременно с новой сухопутной армией. В 1918-1924 гг. они назывались Рабоче-Крестьянским Красным Флотом, в 1924-1946 гг. - Военно-Воздушными Силами РККА. И только после появилось привычное название ВВС СССР, которое оставалось вплоть до распада советского государства.

Истоки

Первой заботой большевиков после их прихода к власти стала вооруженная борьба с "белыми". Гражданская война и небывалое кровопролитие не могли обойтись без форсированного строительства сильной армии, флота и авиации. В то время самолеты все еще были диковинками, их массовая эксплуатация началась несколько позднее. Российская империя оставила в наследство Советской власти один-единственный дивизион, состоявший из моделей под названием «Илья Муромец». Эти С-22 стали основой будущих ВВС СССР.

В 1918 году в военно-воздушном флоте было 38 авиаотрядов, а в 1920 году - уже 83. На фронтах Гражданской войны оказались задействованными около 350 самолетов. Руководство тогда еще РСФСР делало все, чтобы сохранить и преувеличить царское воздухоплавательное наследие. Первым советским главкомом авиации был Константин Акашев, занимавший эту должность в 1919-1921 гг.

Символика

В 1924 году был принят будущий флаг ВВС СССР (сначала он считался аэродромным флагом всех авиационных соединений и отрядов). Фоном полотнища стало солнце. Посередине была изображена красная звезда, внутри нее - серп и молот. Тогда же появились и другие узнаваемые символы: серебряные парящие крылья и лопасти пропеллера.

Как флаг ВВС СССР полотнище было утверждено в 1967 году. Изображение стало крайне популярным. О нем не забыли даже после распада СССР. В связи с этим уже в 2004 году похожий флаг получили ВВС Российской Федерации. Отличия незначительны: исчезла красная звезда, серп и молот, появилась зенитная пушка.

Развитие в 1920-1930-е гг.

Военачальникам периода Гражданской войны приходилось организовывать будущие вооруженные силы СССР в условиях хаоса и неразберихи. Только после разгрома "белого" движения и создания целостной государственности появилась возможность начать нормальную реорганизацию авиации. В 1924 году Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы РККА. Появилось новое Управление ВВС.

В отдельное подразделение была реорганизована бомбардировочная авиация, в рамках которого формировались самые передовые на тот момент тяжелобомбардировочные и легкобомбардировочные эскадрильи. В 1930-е годы значительно увеличилось количество истребителей, а доля разведчиков, напротив, уменьшилась. Появились первые многоцелевые самолеты (такие, как Р-6, сконструированный Андреем Туполевым). Эти машины могли в равной степени эффективно выполнять функции бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей дальнего сопровождения.

В 1932 году вооруженные силы СССР пополнились новым типом воздушно-десантных войск. У ВДВ появилась собственная транспортная и разведывательная техника. Еще через три года, вопреки традиции, сложившейся во время Гражданской войны, были введены новые воинские звания. Теперь пилоты в ВВС автоматически становились офицерами. Стены родных училищ и летных школ каждый покидал в звании младшего лейтенанта.

К 1933 году на вооружение ВВС СССР поступили новые модели серии "И" (от И-2 до И-5). Это были истребители-бипланы, разработанные Дмитрием Григоровичем. За первые пятнадцать лет существования советский парк военной авиации пополнился в 2,5 раза. Доля импортных машин сократилась до нескольких процентов.

Праздник ВВС

В том же 1933 году (согласно постановлению Совета Народных Комиссаров) был учрежден день ВВС СССР. В качестве праздничной даты в Совнаркоме выбрали 18 августа. Официально день был приурочен к концу ежегодной летней боевой подготовки. По традиции праздник стал совмещаться с разными соревнованиями и состязаниями по технике пилотажа, тактической и огневой подготовке и т. д.

День ВВС СССР использовался для популяризации гражданской и военной авиации среди советских пролетарских масс. В торжествах по случаю знаменательной даты участвовали представители промышленности, Осоавиахима и Гражданского воздушного флота. Центром ежегодного праздника был Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе в Москве.

Уже первые мероприятия привлекли внимание не только профессионалов и жителей столицы, но и многочисленных гостей города, а также официальных представителей иностранных государств. Праздник не мог обойтись без участия в нем Иосифа Сталина, членов Центрального Комитета ВКП(б) и правительства.

Вновь перемены

В 1939 году Военно-Воздушные силы СССР пережили очередное переформатирование. Их прежняя бригадная организация была заменена на более современную дивизионную и полковую. Проводя реформу, советское военное руководство хотело добиться повышения эффективности авиации. После преобразований в ВВС появилась новая основная тактическая единица - полк (в него входили 5 эскадрилий, что в сумме составляло от 40 до 60 самолетов).

Накануне Великой Отечественной войны доля штурмовой и бомбардировочной авиации была 51% от всего авиапарка. Также состав ВВС СССР включал в себя истребительные и разведывательные соединения. На территории страны действовало 18 училищ, в стенах которых подготавливались новые кадры для советской военной авиации. Методики обучения постепенно модернизировались. Хотя поначалу состоятельность советских кадров (летчиков, штурманов, техников и т. д.) отставала от соответствующего показателя в капиталистических странах, год за годом эта пропасть становилась все менее значительной.

Испанский опыт

Впервые после длительного перерыва самолеты ВВС СССР были опробованы в боевой обстановке во время гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 году. Советский Союз поддержал дружественное "левое" правительство, боровшееся с националистами. Из СССР в Испанию отправилась не только военная техника, но и летчики-добровольцы. Лучше всего себя проявили И-16, которым удалось показать себя гораздо эффективнее, чем это сделали самолеты люфтваффе.

Опыт, который получили советские летчики в Испании, оказался бесценным. Много уроков извлекли не только стрелки, но и воздушная разведка. Вернувшиеся из Испании специалисты быстро продвинулись по службе, к началу Великой Отечественной войны многие из них стали полковниками и генералами. По времени заграничная кампания совпала с развязыванием больших сталинских чисток в армии. Репрессии затронули и авиацию. НКВД избавился от многих людей, воевавших еще с "белыми".

Великая Отечественная война

Конфликты 1930-х годов показали, что ВВС СССР ничем не уступают европейским. Однако приближалась мировая война, и в Старом Свете развернулась небывалая гонка вооружений. Хорошо зарекомендовавшие себя в Испании И-153 и И-15 к моменту нападения Германии на СССР уже успели устареть. Начало Великой Отечественной войны вообще обернулось для советской авиации катастрофой. Силы противника вторглись на территорию страны неожиданно, за счет этой внезапности заполучили серьезное преимущество. Советские аэродромы у западных границ подверглись опустошительным бомбардировкам. В первые часы войны было уничтожено огромное количество новых самолетов, так и не успевших покинуть свои ангары (по разным подсчетам, таких оказалось около 2 тысяч).

Эвакуированной советской промышленности пришлось решать сразу несколько задач. Во-первых, ВВС СССР нуждались в быстром восполнении потерь, без которого невозможно было представить равную борьбу. Во-вторых, на протяжении всей войны конструкторы продолжали вносить детальные изменения в новые машины, таким образом отвечая на технические вызовы противника.

Больше всего в те страшные четыре года было выпущено штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-1. Данные две модели в совокупности составили около половины отечественного авиационного парка. Успех «Яка» был обусловлен тем, что этот самолет оказался удобной платформой для многочисленных модификаций и улучшений. Исходная модель, появившаяся в 1940 году, множество раз переиначивалась. Советские конструкторы делали все, чтобы «Яки» не отставали в своем развитии от немецких "Мессершмиттов" (так появились Як-3 и Як-9).

К середине войны в воздухе установился паритет, а чуть позже самолеты СССР и вовсе стали превосходить машины противника. Создавались и другие прославившиеся бомбардировщики, в том числе Ту-2 и Пе-2. Красная звезда (рисовавшийся на фюзеляже знак СССР/ВВС) стала для немецких пилотов символом опасности и приближающегося тяжелого боя.

Борьба с люфтваффе

За период Великой Отечественной войны преобразился не только парк, но и организационная структура ВВС. Весной 1942 года появилась авиация дальнего действия. Это соединение, подчинявшееся Ставке Верховного Главнокомандования, играло важнейшую роль на протяжении оставшихся военных лет. Вместе с ним начали формироваться воздушные армии. Данные образования включали в себя всю фронтовую авиацию.

Значительное количество ресурсов вкладывалось в развитие ремонтной инфраструктуры. Новые мастерские должны были быстро чинить и возвращать в бой поврежденные самолеты. Советская полевая ремонтная сеть стала одной из самых эффективных среди всех подобных систем, возникших в период Второй мировой войны.

Ключевыми воздушными баталиями для СССР стали авиационные столкновения во время битвы за Москву, Сталинград и на Курской дуге. Показательные цифры: в 1941 году в боях участвовало около 400 самолетов, в 1943 году эта цифра выросла до нескольких тысяч, к концу же войны в берлинском небе сосредоточилось около 7500 машин. Авиапарк увеличивался со все возрастающими темпами. Всего за период войны силами промышленности СССР было произведено порядка 17 тысяч самолетов, а в летных школах обучено 44 тысячи летчиков (погибло 27 тысяч). Легендами Великой Отечественной стали Иван Кожедуб (одержал 62 победы) и Александр Покрышкин (на его счету 59 побед).

Новые вызовы

В 1946 году, вскоре после окончания войны с Третьим рейхом, Военно-Воздушные силы РККА были переименованы в Военно-Воздушные Силы СССР. Структурные и организационные перемены затронули не только авиацию, но и всю оборонную сферу. Хотя Вторая мировая война закончилась, мир продолжал пребывать в напряженном состоянии. Началось новое противостояние - на этот раз между Советским Союзом и США.

В 1953 году было создано Министерство обороны СССР. ВПК страны продолжал расширяться. Появлялись новые виды военной техники, менялась и авиация. Между СССР и США началась гонка вооружений. Все дальнейшее развитие ВВС подчинялось единственной логике - догнать и перегнать Америку. Конструкторские бюро Сухого (Су), Микояна и Гуревича (МиГ) вступили в свой наиболее продуктивный период деятельности.

Появление реактивной авиации

Первой эпохальной послевоенной новинкой стала опробованная в 1946 году реактивная авиация. Она пришла на смену прежней устаревшей поршневой технологии. Первыми советскими стали МиГ-9 и Як-15. Им удалось преодолеть скоростную отметку 900 километров в час, то есть их показатели были в полтора раза выше показателей моделей предыдущего поколения.

На протяжении нескольких лет обобщался опыт, накопленный советской авиацией в течение Великой Отечественной войны. Были выявлены ключевые проблемы и болевые точки отечественных самолетов. Начался процесс модернизации техники для усовершенствования ее комфортности, эргономики и безопасности. Любая мелочь (летная куртка пилота, самый незначительный прибор на панели управления) постепенно принимала современные формы. Для лучшей точности стрельбы на самолетах начали устанавливать передовые радиолокационные системы.

Безопасность воздушного пространства стала сферой ответственности новых войск противовоздушной обороны. Появление ПВО привело к разделению территории СССР на несколько секторов в зависимости от близости к государственной границе. По этой же схеме продолжала классифицироваться авиация (дальняя и фронтовая). В том же 1946 году воздушно-десантные войска, прежде входившие в состав ВВС, были выделены в самостоятельное образование.

Быстрее звука

На рубеже 1940-1950-х годов усовершенствованная советская реактивная авиация приступила к освоению самых труднодоступных регионов страны: Крайнего Севера и Чукотки. Полеты на дальние расстояния делались из-за еще одного соображения. Военное руководство СССР подготавливало военно-промышленный комплекс к возможному конфликту с США, расположенными на другом конце света. С этой же целью конструировался Ту-95 - стратегический бомбардировщик дальней авиации. Другим поворотным моментом в развитии советских ВВС стало поступление на их вооружение ядерного оружия. О внедрении новых технологий сегодня лучше всего судить по экспозициям расположенных в том числе и в «самолетной столице России» Жуковском. Даже такие вещи, как костюм ВВС СССР и другая экипировка советских пилотов, наглядно демонстрируют эволюцию данной оборонной отрасли.

Очередная веха в истории советской военной авиации осталась позади, когда в 1950 году МиГ-17 смог превысить скорость звука. Рекорд поставил знаменитый летчик-испытатель Иван Иващенко. Вскоре была расформирована устаревшая штурмовая авиация. Тем временем на вооружении ВВС появились новые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

В конце 1960-х годов были сконструированы модели третьего поколения (например, истребители МиГ-25). Эти машины уже могли летать на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В серийное производство были запущены "миговские" модификации в виде высотных разведчиков и истребителей-перехватчиков. У этих самолетов значительно улучшились взлетные и посадочные характеристики. Кроме того, новинки отличались многорежимностью в эксплуатации.

В 1974 году были сконструированы первые вертикального взлета и посадки (Як-38). Менялись инвентарь и оборудование пилотов. Летная куртка стала удобнее и помогала комфортно себя чувствовать даже в условиях крайних перегрузок на сверхвысоких скоростях.

Четвертое поколение

Новейшие советские самолеты дислоцировались на территории стран Организации Варшавского Договора. Авиация долгое время не принимала участия в каких-либо конфликтах, но демонстрировала свои возможности на масштабных учениях, таких как «Днепр», «Березина», «Двина» и т. д.

В 1980-х годах появились советские самолеты четвертого поколения. Эти модели (Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160) отличались на порядок улучшившейся маневренностью. Некоторые из них по-прежнему находятся на вооружении ВВС Российской Федерации.

Свой потенциал новейшая на тот момент техника раскрыла в Афганской войне, полыхавшей в 1979-1989 гг. Советским бомбардировщикам приходилось действовать в условиях строгой секретности и постоянного зенитного огня с земли. За Афганскую кампанию было совершено около миллиона боевых вылетов (при этом было потеряно около 300 вертолетов и 100 самолетов). В 1986 году началась разработка проектов военной Важнейший вклад в эти начинания внесло конструкторское бюро Сухого. Однако в связи с ухудшением экономической и политической обстановки работа была приостановлена, а проекты заморожены.

Последний аккорд

Перестройка ознаменовалась несколькими важными процессами. Во-первых, отношения СССР и США наконец наладились. Холодная война закончилась, и теперь у Кремля не было стратегического противника, в гонке с которым нужно было постоянно наращивать собственный ВПК. Во-вторых, руководители двух сверхдержав подписали несколько эпохальных документов, согласно которым, стартовало совместное разоружение.

В конце 1980-х годов начался вывод советских войск не только из Афганистана, но и из стран уже социалистического лагеря. Исключительным по масштабу был уход Советской Армии из ГДР, где находилась ее мощная передовая группировка. Сотни самолетов отправились на родину. Большая часть осталась в РСФСР, некоторые были перевезены в Белоруссию или Украину.

В 1991 году стало ясно, что СССР больше не может существовать в прежнем монолитном виде. Раздел страны на дюжину независимых государств привел к разделу прежде общей армии. Эта участь не минула и авиацию. Россия получила около 2/3 личного состава и 40% техники советских ВВС. Остальное наследство досталось еще 11 союзным республикам (прибалтийские государства не стали принимать участие в разделе).

Атрибутика для любого рода войск всегда была важна: именно таким образом для обывателей появлялась возможность различать одни войска от других (к примеру, на парадах), опознать, в каком роде войск человек нес или несет службу (видя отличительные знаки на одежде военного). Как правило, символика состоит из флага, марша (или гимна), других знаков отличия (звезды, цвет формы, цвета беретов и так далее). Люди, проходившие службу в определенном виде войск, всегда гордятся этим, а различные отличительные признаки помогут показать всем, где именно служил человек.

ВВС СССР: краткая история.

Военно-Воздушные силы существовали еще до времен учреждения СССР, но тогда они носили другое название. Даже когда Союз Республик уже начал существовать, некоторое время воздушные войска назывались Военно-Воздушными Силами РККА. Только через год после окончания Великой Отечественной Войны Воздушные силы начали называться привычно: ВВС СССР. ВВС существовали для осуществления сразу нескольких функций и задач. Во-первых, они прикрывали военные действия союзников на суше и на воде, во-вторых, вели боевые действия с противником непосредственно в воздухе, в-третьих, способствовали транспортировке своих и союзных войск по воздуху, в-четвертых, подрыв военных сил противника с воздуха (бомбардировка, уничтожение вражеских складов, транспортных узлов и так далее). По признаку исполнения этих функций сформировалось три полка: авиация дальнего действия, фронтового, военно-транспортная авиация. В данном виде войск, в отличие от Воздушно-десантных, крайне важен уровень авиации, ведь основная часть действий происходит в воздухе, а у ВДВ – на суше.

Во время Великой Отечественной Войны Военно-Воздушные силы чуть не были уничтожены как вид войск. На момент начала войны практически весь воздушный флот устарел и не мог объективно противостоять новейшей немецкой технике, к тому же, враг разгромил несколько стратегически важных аэропортов. ВВС потеряли возможность действовать на все 100%. Однако через год этот вид войск оправился благодаря ленд-лизу из США и собственной модернизации военной авиации. К началу Холодной войны СССР и США уже начали военную гонку, которая отражалась, в том числе, и на качестве военной авиации и степени подготовки Военно-Воздушных сил и других видов войск, хотя еще до нее СССР и США выясняли, у кого же преимущество в этой области. Речь идет о Корейской войне, когда бывшие союзники противостояли друг другу, хотя и негласно. СССР поставляла Корее военную технику и человеческие ресурсы, именно тогда новейшая авиация опробовала себя бою. В 50-е годы также наступило начало эры сверхзвуковых и реактивных самолетов, что толкнуло ВВС СССР на новый уровень. Самолеты того периода времени признавались авиацией второго поколения. Время третьего поколения настало в 60-70-х годах. Уже в середине 60-х появлялись самолеты, способные летать со скоростью, которая в три раза превосходит скорость звука, а их «потолок» по высоте составлял 24 тысячи метров. Четвертое поколение увидело свет в 80-х годах, проявив себя преимущественно в Афганском конфликте. И, наконец, пятое поколение авиации ВВС СССР появилось к концу 80-х годов в рамках нового витка гонки с США. В 1991 году ВВС СССР перестали существовать по всем известным причинам. Всю военную мощь начали созывать из других стран ее расположения на территорию бывших союзных республик, дабы разделить ее между всеми уже постсоветскими странами. Как и все остальные виды войск, ВВС постигла неразбериха с дележкой военной мощи, как технической, так и человеческой.

Флаг ВВС СССР.

Флаг ВВС СССР появился еще в 1924 году, когда самих ВВС СССР еще не было, а были еще ВВС РККА. Он представляет собой прямоугольное полотно, чуть выше центра которого располагается красная звезда. По ней можно было опознать принадлежность флага к советской военной авиации. В центре звезды в желтом цвете изображены символы СССР – серп и молот. Сама звезда располагается в центре желтого круга, от которого во все стороны расходятся желтые широкие лучи на синем фоне. Всего лучей насчитывается 14. Следует отметить, что в официальном описании флага описан даже угол наклона лучей, их конкретна ширина. То же касается пропорций расположения желтого круга и звезды. Чуть ниже звезды располагаются белые крылья, посередине которых можно увидеть белый пропеллер самолета. Иногда крылья изображались с черными оттенениями, сам винт также изображался черным, его размер и пропорции также могли немного меняться, несмотря на то, что существовать официальный документ с полным описанием расположения и размеров элементов флага. Эмблема, изображающая крылья и винт, является символом авиации в целом. Иногда справа по вертикальной части можно было увидеть желтого цвета бахрому. К слову, опознавательная красная звезда периодически меняла свой внешний вид, особенно часто – до 1945 года, но на флаге она рисовалась традиционно красной без окантовок и использования других цветов. Флаг ВВС Российской Федерации частично перенял рисунок флага ВВС СССР, который послужил для него основой.

Данный флаг вплоть до развала ВВС СССР являлся официальным и использовался везде именно в таком виде. Как правило, он висел в кабинетах офицерского состава, в праздничные дни размещался на фасадах зданий, где находилось командование ВВС СССР, а иногда и простые служащие вешали этот флаг у себя в жилых помещениях. Даже в наше время люди, проходившие службу в ВВС СССР, с гордостью развешивают в праздничные и даже будние дни флаг ВВС СССР как память о тех временах, когда ВВС СССР еще существовали. В 1980 году был издан указ об утверждении флага ВВС СССР. Цель издания данного указа не совсем ясна, так как рисунок и описание флага практически полностью повторяют оных образца 1924 года.

Флаг Военно-воздушных сил Российской Федерации (аэродромный флаг ВВС России ) - аэродромный флаг авиационных отрядов и соединений России.

Описание флага

«Флаг Военно-воздушных сил представляет собой прямоугольное двухстороннее полотнище голубого цвета. В центре полотнища - изображение перекрещённых серебряных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях.

Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся жёлтых лучей, ширина каждого из которых у кромок флага составляет 1/12 его длины.

Четыре луча направлены в углы полотнища, два - к серединам верхней и нижней кромок полотнища, а остальные - равномерно распределены в промежутках между ними.

Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Отношение ширины размаха крыльев к длине флага - 1:2».

Символика флага

Пропеллер и зенитная пушка указывают на произошедшее 1 октября 1999 года слияние ВВС и войск противовоздушной обороны (ПВО).

Флаг ВВС СССР

Флаг утверждён ЦИК и СНК СССР в 1924 году как аэродромный флаг авиационных отрядов и соединений. Постановлением СМ СССР от 15 мая 1967 года утверждён официальным флагом ВВС СССР . Постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1980 года № 752 были утверждены описание и рисунок флага Военно-воздушных сил СССР.

Описание флага Военно-воздушных сил СССР

Флаг Военно-воздушных сил СССР представляет собой прямоугольное голубое полотнище, отношение ширины к длине 2:3, с золотой бахромой на свободной короткой стороне.

На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети её от верхней кромки флага - жёлтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх и имеющая в центре перекрещённые жёлтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга.

От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся жёлтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 1/12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними.

В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) чёрного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концами лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти - 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростёртыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов жёлтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга.

Постановление Совмина СССР от 03.09.1980 № 752 «О флаге Военно-воздушных сил СССР»

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 15.05.1967 Флаг ВВС поднимался (выставлялся) в следующих случаях:

  • в дни государственных и революционных праздников;
  • в День Советской Армии и Военно-Морского Флота;
  • в День Воздушного Флота СССР;
  • в дни годовых праздников, установленных частям и соединениям в ознаменование дня их сформирования;
  • на аэродромах во время производства полётов.