24.03.2024

Социальные институты могут быть агентами социализации. Учебник: Социология. Письмо в редакцию


В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности.

Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой‑либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации –учебно‑трудовой коллектив.

Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы социологии и политологии: шпаргалка

Основы социологии и политологии шпаргалка.. шпаргалки от риора..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шпаргалка
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Термин «социология» происходит от фр. societas – о

Структура и функции социологического знания
Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в стр

Методы социологического знания
Методы социологического исследования– система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенны

Развитие социологии в России
Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма

Современные социологические теории
Современный этап развития социологии начинается с 20‑30‑х гг. XX в. и длится до наших дней. Современными направлениями в социологии являются структурный функционализм, с

Личность и индивид
Понятие «личность» связано с такими словами, как «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек– родовое понятие, символизирующее совокупность физиологических и

Социальный статус личности и его виды
Социальный статус– положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями. Термин «статус» вошел в социологию из латинского

Социальные роли личности как механизмы взаимодействий личности и общества
Социальная роль– способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение

Социальное поведение и социальный контроль
Социальное поведение– совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других инд

Социальная деятельность и активность
Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения индивида к окружающему миру В ней человек утверждает себя в качестве общественного существа, поэтому она общественно обу

Социальное действие, его критерии и мотивации
В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным инди

Социальная связь
Социальная связь– набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Сущ

Социальное взаимодействие как система обменов и его формы
В общественной жизни все люди взаимосвязаны и испытывают взаимное влияние друг на друга. Личность человека представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые сформирова

Социальный конфликт
Конфликт–столкновение отдельных людей, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей. Конфликт представляет соб


Социальный институт– устойчивые и повторяющиеся формы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественн


Семья– социальный институт, основанный на кровном родстве, браке или усыновлении детей. Исторически семья является предшественницей всех социальных институтов. Семь


Культура– социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам прих


Религия– мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Ее значение состоит в стремлении привить челове


Экономическая и политическая сферы общества представляют собой основу его организации и развития. Государство– социальный институт, определяющий характер общественн

Общество как социокультурный феномен, его понятие и признаки
Социология исследует общество в целом, поэтому для нее существенными являются его универсальные свойства. Общество– исторически развивающаяся целостная система отно

Социальный процесс и его основные формы
Социальный процесс– совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общ

Типология обществ
Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. Типология

Концепция информационного общества
Концепция информационного общества формируется по способу триады: коммуникационный спутник – кабельное телевидение – персональный компьютер. Информационное общество

Социальная структура общества
Социальная структура общества– внутреннее устройство общества, совокупность его социальных общностей и отношений между ними. Общество представляет собой сложную сис

Социальные общности, их отличительные признаки и типы
Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в

Социальные группы, признаки и типы
Социальная группа– объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и тра

Социальные отношения
Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти свя

Социальные движения, их признаки и типы
Социальное движение– массовые коллективные действия социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей, к

Этносы и этнонациональные отношения
В XX в. большой интерес привлекают исследования этнических общностей и этнонациональных отношений. Этническая общность– совокупность этнических групп, складывающихс

Теории стратификации
В социальной структуре общества немаловажную роль занимает разделение на страты, символизирующее социальное неравенство или стратификацию. Стратификация– структурир

Основные подходы к определению предмета политологии
Политология– наука о политике, политической сфере жизни общества и о входящих в нее составляющих элементах. Ее содержание составляет анализ структур, функций и меха

Методы и функции политологии как науки
Методологическую основу политологии составляют различные подходы к изучению явлений политической жизни,среди них исторический подход, системный и функциональный под

История становления и развития политической мысли
История формирования политических взглядов и учений берет свое начало в Античности.В ней были заложены основы политической науки. Платонанализирует

Политика как социальное явление
Политика– сфера общественной жизни, образуемая политическими институтами власти, защищающими общество от распада и поддерживающими систему символов, регулирующих со

Структура политики
Политическая структура– совокупность закономерных связей, политических отношений, осуществляющихся между субъектами политики, политическими организациями по поводу

Структура политики (продолжение)
Политические отношения– связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов

Функции политики
Политика – определенный тип деятельности и особый вид общественных отношений.Суть политики в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании и

Природа власти
Власть – центральный элемент политики. Власть – возможность с опорой на различные средства оказывать воздействие на людей и осуществлять свою волю. Ее сред

Легитимность власти, ее типы и признаки падения ее легитимности
Легитимность власти– признание обществом обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. Она характеризует законность политической власти

Понятие политической системы общества
Политическая система общества– совокупность политических организаций, социально‑политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимных отношений между ними

Функционирование политической системы
Политическая система самостоятельна и обладает определенными возможностями и способностями. Американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд называют четыре главные способности:

Политический режим
Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим– совоку

Типы политических режимов
Выделяют следующие типы политических режимов: 1) авторитарный режим– способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью своб

Избирательные системы, их значение и типология
Одним из наиболее массовых статусов людей является статус избирателя. В настоящее время в большинстве стран действуют: а) принцип всеобщности избирательного права – установление пра


Сфера политики– социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают полит


Государство – особый политический институт, качественно отличающийся тем, что определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение и изменение этих пр

Признаки государства
В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к классической традиции в истории политической мысли и ее представляю

Функции государства
Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государс

Типы государства
Государства не однородны и разделяются по разным признакам. По степени устойчивости политической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государст

Формы государственного правления и устройства
Государства разделяются по двум существенным признакам– по форме правления и по форме устройства. Форма государственного правления– организация гос

Правовое государство и его отличительные признаки
В современном обществе определяются две тенденции развития современного государства– этатистская и диэтатистская. Этатистская тенденция

Гражданское общество и его соотношение с правовым государством
Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества.Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые эти


Вторым после государства ведущим институтом политической системы является политическая партия. Политическая партия– добровольная, негосударственная организация, соз

Типология политических партий
Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционированиявыделяют кадровые и массовые партии. Кадровые партии–

. Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.

. Агенты первичной социализации - люди, которые составляют ближайшее окружение человека (родители, родственники, друзья). Они выполняют много функций (отец - воспитатель, друг, опекун, учитель и т.д.), их функции взаимозаменяемы (например, отец за определенных условиях может взять на себя выполнение функций матери в отношении ребенка). Вместе с тем, каждый агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать. Например, родители могут ребенку заменить д рузив, но они не смогут научить ее тому, что она учится у своих друзей: драться, хитрить, нарушать определенные социальные нормы, быть лидером в группе, обращаться с ровесникамами.

. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, вуза, армии, предприятия, партий, средств массовой информации и др.. Контакты с этими агентами являются короткими, а их влияние, как правило слабее чем у агентов первичной социализации. Каждый из них выковывает не более одной-двух функций их функции специализированные, а потому не могут быть взаимозаменяемыми (например, функции милиционера и священника). Особенностью этих агентов является то, что они, как правило, получают денежное вознаграждение за выполнение своих функциикцій.

. Институты социализации - учреждения, которые влияют на процесс социализации, направляют его. Они развивают личность, расширяют его знания о мире, его понимание того, какова желаемая и нежелательное социальное поведениеа.

Институты первичной социализации - семья, компания друзей, может быть коллектив одноклассников, или одногруппников.

Семья формирует первые и прочные общественные связи. В семье человек начинает владеть языком, усваивает основные элементы культуры. Семья формирует идентичность человека в категориях пола, расы, нации, религии, определенной социальной казнейти.

Психологи считают, что 20% будущего своего интеллекта человек приобретает к концу первого года жизни, 50% - до четырех лет, 80% - до 8 лет, а 92% - до и3 лет. Предполагают, что уже в этом возрасте можн на с достаточно высокой степенью вероятности предсказать как сферу, так и"потолок"будущих возможных достижений индивиднь індивіда.

Если вернуться к примеру с"девочкой-волчицей", то очевидно, что превратить ее в человека не удалось именно потому, что в раннем детстве состоялась"социализация"Камалы в стае волков. Активен но общаясь с членами стаи, девочка получила достаточно завершенную (а потому стойку) психику волкстійку) психіку вовка.

Компания друзей, в отличие от семьи, состоит из индивидов одинакового возраста и одинакового общественного статуса. Если общественный статус в семье лицо приобретает автоматически, то в группе сверстников его май. Реба заработать. Особенностью социализации в компании друзей является то, что процесс социализации здесь происходит без всякого плана, в отличие от семьи и школы, где социализация личности происходит по определенному планом. Компания друзей выполняет функцию ослабления связей ребенка с семьей. Она предлагает ребенку дополнительные модели поведения нормы и ценности, иногда альтернативные относительно тех, которые предлагает семьиім"я.

Институты вторичной социализации - армия, суд, церковь, средства массовой информации и др..

Школа - это социальный институт, который непосредственно отвечает за предоставление лицу определенной информации, формирования умений, навыков и привитие ценностей, которые общество считает необходимыми для жизни в нем м.

Школа показывает ребенку совершенно иное окружение, чем то, которое она узнала в семье. В школе ребенок приобщается к миру"чужих": учитель трактует всех детей одинаково, оценивает детей за то, что они делают, а не е за то, кем они являются. В школе дети знакомятся с формализованной системой оценки: баллами, табелями, знаками отличия, грамотами. Это в корне другая система, чем практика неформального оценивания в семье. В школе дети учатся также многих других навыков, которые являются важными в межличностных отношениях: делать что-либо очереди, делиться с другими, быть по сравнению с сверстникам з однолітками.

Средства массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, книги, газеты и журналы,. Интернет, кассеты и компакт-диски и т.д.) влияют на социализацию, предлагая дополнительные, часто альтернативные модели социал альных ролей, общественных норм и цинносте.

Агенты и институты социализации

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Социализация на различных этапах жизни человека

Первичная социализация.

С самого рождения ребенок взаимодействует не только со своим телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Его опыт общения с ними имеет решающее значение для всего приобретаемого опыта в целом.

Биография индивида с момента его рождения - это предпосылки его отношений с другими людьми. Именно через эти паттерны организм устанавливает стабильные связи с внешним миром, причем как социальным, так и физическим. Эти паттерны пронизывают даже организм на физиологическом уровне - ведь ребенок очень зависим от окружающих его людей, и они решают когда ему принимать пищу, будет ли он в безопасности и сколько будет спать. В этом аспекте в разные исторические периоды и в разных национальных культурах складываются свои представления, которые зависят от социального положения человека и устоявшихся представлений в обществе. Таким образом социальный фактор является одним из основополагающих при формировании интеллекта ребенка. Удовлетворение не только эмоциональных и интеллектуальных, но даже физических потребностей (например, кормление грудью) может напрямую зависеть от него.

Типовая социальная ситуация "неравенство возможностей - неравный старт" проявляется уже в первые годы жизни ребенка

Существует мнение, что в ходе индивидуального развития ребенка существует критический период - от 7 до 9 лет, перейдя который дети не получившие опыт социализации в человеческом обществе, уже не смогут его получить. Эта возможность утрачивается для них, и им становится практически невозможно полноценно жить в обществе. Это подтверждают многочисленные факты существования детей-маугли или "феральных людей".

Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается в работе Р. Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем-пяти годам, 80% - к 8 года, 92% - до 13 лет. Считается, что уже в этом возрасте можно с достаточно высокой вероятностью предсказать как сферу так и "поток" будущих возможных достижений.

Вторичная социализация.

Совпадает по времени с получением формального образования, и во многом зависит от квалификации педагогов, качества педагогических методик, условий образовательного процесса. Как разумеющееся социальное происхождение и культурно-материальный уровень семьи становится определяющим фактором.

Одна из главных функций этапа вторичной организации - общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. Поэтому школа помимо предоставления определенного набора знаний своим воспитанникам, всегда ставит перед собой задачу привития им господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.

Таким образом, явной функций вторичной социализации является интеллектуализация личности, выработка навыков логического мышления. Скрытой функций становится выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок существовал в малых неформальных группах - семье, компании сверстников, для них он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь за парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика ли воспитанника.

Практически все школы и другие организации в сфере образовательных институтов имеют формальный учебный план, охватывающий определенные области академического знания для освоения учениками. Однако помимо него существует ряд ценностей и принципов, передаваемых в неявном виде. Этот план призван поддерживать социальный контроль в школе, что, в конечном счете, приучает людей приспосабливаться к реально функционирующей государственной власти, а также господствующей идеологии, заставляет воспринимать социальное неравенство как естественное состояние и обеспечивает, таким образом, культурное воспроизводство в данном обществе.

Нередко это откладывает отпечаток на интеллект. Можно наблюдать что, как правило, творческие и независимые ученики относительно слабо успевают в школе, в то время как преуспевают школьники, обладающие такими качествами как пунктуальность, дисциплина, повиновение и прилежание.

Уровень и качество образования, само его наличие выступает важнейшим фактором формирование индивидуального интеллекта. Зависимость между образованием и уровнем психометрического интеллекта неоднократно подтверждались разными исследованиями. Например, Л.Н. Борисова проанализировала результаты эксперимента по определению уровня интеллекта в пяти группах с различными уровнями образования. Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивается.

Социализация зрелости.

Большинство авторов сосредоточивают практически все свое внимание лишь на первых двух фазах, иногда не упоминая о двух последующих. В этом есть смысл: предполагается, что социализация завершается с наступлением биологической и социальной зрелости. Однако, если мы рассматриваем социализацию в широком смысле - как освоение норм и ценностей общества в котором живет индивид, - мы должны согласиться что она продолжается почти всю жизнь. Правда, учитывая огромное разнообразие общественных практик и различие включенности в них разных членов общества, довольно трудно выделить типовые паттерны социализации зрелого возраста.

Можно выделить два типовых момента:

Освоение роли самостоятельного экономического агента. Завершая вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.

Обзаведение собственной семьей. Это означает не только прямое участие в продолжении его рода в биологическом смысле. С наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей - мужа, жены, отца, матери, воспитателя, опекуна, наставника.

Социализация старости.

Появление этого этапа возможно только в индустриальном обществе, причем на высоких уровнях его развития.

В дописьменные обществах старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. К тому же в то время мало кто доживал до преклонного возраста, и это само по себе выделяло его среди соплеменников.

Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Постепенный или резкий - в связи с выходом на пенсию - уход с рынка труда означает одновременное снижение значимости всех параметров в системе профессиональной стратификации - как для самого человека, так и для окружающих его людей. Эти потери становятся особенно чувствительными в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов и состояния здоровья. И, конечно же, приходится адаптироваться к ощущению социальной и профессиональной невостребованности.

Однако, в развитых странах система социального обеспечения по старости позволяет обеспечить пожилым людям уровень жизни, который намного выше в сравнение с тем, что имело место даже всего полвека назад. Кроме того у пенсионеров часто встречается превышение доходов над расходами, в связи с тем, что их запросы с возрастом становят меньше, и предыдущий период жизни дал определенные накопления (выплачены все крупные приобретения, имеется счет в банке). По сравнению со своими детьми пожилые люди обладают неограниченным запасом свободного времени.

Период старости означает выход на заключительный этап социализации, в котором тоже необходимо осваивать новые социальные роли (бабушка, дедушка, пенсионер, иждивенец), и который требует определенной психологической адаптации к новому социальному положению.

Первый вопрос подразумевает рассмотрение такой важной проблемы как соотношение природного (генетического) и социокультурного в человеке.

Будет полезным соотнести мнения на сей счёт представителей расово-антропологической школы и школы «евгеники» (Гобино, Чемберлен, Ляпуж, Гальтон, Пирсон, Кейкрафт, Кидд) и таких учёных как К. Маркс, К. Леви-Стросс, З. Фрейд, Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Л. Колберг.

Первые были уверены в том, что личностные свойства являются врождёнными, зависят от географической среды, расовой принадлежности, одарённости родителей и передаются по наследству. Такая позиция имела не только чисто научную (скорее антинаучную), но также и политическую цель, поскольку провозглашала многие народы, прежде всего африканцев и азиатов, людьми второго сорта не способными подняться до уровня западных европейцев. Подумайте, есть ли в их суждениях хотя бы какая-то доля истины .

Вторые были уверены в том, что человеческая личность является продуктом социальной среды, то есть на её становление главным образом влияют воспитание, образование, условия семейной и общественной жизни.

Глубокие научные исследования и практика общественной жизни подтвердили правоту вторых. В этой связи рекомендуем студентам обратить внимание на проблему феральных людей (маугли), педагогические эксперименты проведённые К. Леви-Строссом и опыты американских исследователей, проводивших искусственные оплодотворения женщин.

Между прочим, многие исследователи считают, что роль генетического фактора полностью отрицать нельзя. Известный англо-американский учёный Р. Кеттел утверждает, что человеческая личность является на две третих социальным продуктом и на одну треть определяется генетическим материалом. Современные исследователи утверждают, что гены главным образом влияют на биологическую и психологическую структуру человека, на его физическое здоровье. То есть талант, целеустремлённость, настойчивость, успехи, выдающиеся достижения от родителей к детям в обязательном порядке не передаются, а вот низкий или высокий рост, большая или маленькая голова, цвет глаз, волос, болезни, в том числе психические, скорее всего передадутся. Не обязательно, но вероятность подобного достаточно велика. В принципе студенты могут удостовериться в этом, проанализировав собственную жизнь и жизнь своих родственников и знакомых. Тем самым проверить истинность данного утверждения на деле.



Студентам необходимо чётко уяснить, что социализация– это непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидомсоциокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей и т.д.) необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Примите во внимание, что социализация или становление социального «Я» предполагает наличие:

· объекта социализирующего воздействия;

· субъектов (агентов);

· регулярного воздействия агентов на объект;

· институтов, ориентированных на социализирующую деятельность;

· ресурсов, с помощью которых осуществляется социализация;

· общественных и групповых идеалов и ценностей;

· определённых этапов процесса социализации;

· контроля за процессом социализации со стороны общества и государства.

Подумайте над тем, правомерно ли социализацию называть важнейшим видом общественного производства, наряду с производством материальных благ. Если да, то почему? Выясните, кто ввёл в научный обиход термин «Социализация».



Второй вопрос рассматриваемой темы ориентирован на анализ этапов социализации . Здесь важно иметь в виду, что социализация индивида процесс сложный, длительный, противоречивый, многоступенчатый. Исследователи, которые занимаются изучением этой проблемы выделяют различное количество этапов или стадий в становлении человеческой личности. Скажем у З. Фрейда их, например, - четыре, у Дж. Мида три, у Л. Колберга – шесть стадий, у Э. Эриксона – восемь. Российские социологии чаще всего выделяет два этапа (первичной и вторичной социализации ).

Каждая из названных здесь концепций, да и многие из не упомянутых выше представляют несомненный интерес.

Студентам желательно ознакомиться с несколькими концепциями социализации, чтобы составить обширную картину этого важного процесса .

Для начала обратите внимание на концепцию американского социолога Джорджа Мида. Свои идеи на сей счёт он изложил в работах «Азия» и «Интернализованные другие и самость». Студентам целесообразно прочитать названные работы.

По Миду возникновение «Я» полностью социально. В то же время социальное «Я» является источником движения и развития общества. Процесс социализации включает три стадии:

Имитации, или копирования детьми поведения взрослых;

Игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей;

Групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей. Выскажите собственные суждения по поводу перечисленных стадий; дайте им аргументированное объяснение.

Американский исследователь Лоренс Колберг утверждает, что основой социализации личности выступает её нравственное развитие, имеющее шесть стадий становления. На первых двух дети ещё не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания и заслужить поощрения. На третей – дети стремятся заслужить социальное одобрение. На четвёртой – происходит осознание интересов общества и правил поведения в нём. На пятой стадии формируется способность делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. На шестой стадии у социализирующихся формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Как вы считаете, правомерно ли за основу социализации личности принимать её нравственное развитие. Имеет ли нравственность столь важное значение в наши дни?

Особо рекомендуем студентам изучить нюансы концепции социализации американского исследователяЭрика Эриксона, которую он излагает в своей знаменитой работе «Детство и общество». Важно уяснить, что главная идея этой концепции состоит в том, что человек в течении всей жизни проходит восемь универсальных стадий социализации, которые характерны для всего человечества, для разных времён, народов и цивилизаций, хотя в разных обществах они варьируются по-разному. С точки зрения Эриксона личность развивается ступенчато, поднимаясь от одной ступени (стадии) к другой, при этом расширяется радиус её социального взаимодействия и социальный кругозор. Каждая ступень наступает для человека в определённое время. Полноценная личность может сформироваться лишь в том случае, если она пройдёт все стадии социализации и разрешит все возникающие кризисы.

Первая стадия (младенчество) охватывает первый год жизни. В этот период формируется... А вот какие особенности первой и остальных семи стадий попробуйте проанализировать сами. Особое внимание обратите на пятую (подростковую) стадию социализации. Она, согласно Э.Эриксону, самая значимая. В силу чего необходимо разобраться почему она является таковой и какие задачи решаются в этот период. Сравните концепцию Э. Эриксона с другими, известными вам концепциями.

Третий вопрос предполагает акцептировать внимание студентов на агентах и институтах, осуществляющих социализацию личности . Напомним, что под агентами социализации в социологии понимают конкретных индивидов, непосредственно участвующих в социализации личности, обучающих её общественным нормам, правилам и обычаям, готовящих её к выполнению многообразных социальных ролей .

Чаще всего социологи (особенно российские) делят агентов социализации на первичных и вторичных, соответственно этапам социализации и той роли, которую они играют в процессе становления личности. Студенты, естественно, знают, что к агентам первичной социализации относятся мать, отец, бабушки, дедушки, сёстры, братья. То есть речь идёт о тех людях, которые длительное время непосредственно взаимодействуют с объектом социализации, кто, говоря словами М. Вебера, действует по призванию, по необходимости, по убеждению. Они не берут денег за эту работу, а требуют взаимности, уважения, дружбы, уважения, любви. А вот подумайте правомерно ли к такой категории агентов относить опекунов, нянь, друзей, сверстников, друзей семьи, врачей, учителей, тренеров? Попробуйте конкретизировать особенности социализирующего воздействия родителей и учителей. Подумайте над тем кто из вышеназванных агентов довольно часто оказывает негативное воздействие на социализирующихся?

Конечно же, непростой вопрос – кого отнести к агентам вторичной социализации? Их очень много и довольно часто они меняются. Принято считать, что это такие субъекты, которые оказывают менее значимое и более узконаправленное воздействие на социализирующегося индивида. Это те, кто стоят во втором ряду данного процесса, работая, так сказать, по профессии. Эти агенты узко специализированы. Для студентов – этовузовский преподаватель, декан и его заместители. А кого ещё можно отнести к этой категории агентов? Подумайте какие функции конкретно выполняют агенты вузовской социализации, какие проблемы возникают в этом процессе. Надо разобраться и в том, какими методами действуют агенты первичной и агенты вторичной социализации. Могут ли быть некоторые личности одновременно агентами первичной и вторичной социализации?

Что касается институтов социализации, то в социологии под ними вполне определённо понимаются учреждения и организации, организующие, направляющие и корректирующие становление личности.

Следует обратить внимание наспециализированные (семья, детсад, школа, вуз) и неспециализированные (экономика, право, мораль, государство) институты социализации. Подумайте какие социальные институты оказывают организованное и какие стихийное воздействие на социализации личности.

Разберитесь в том, что такое латентная социализация, ресоциализация и десоциализация .

Проанализируйте процесс собственной социализации, её наиболее важные аспекты и этапы. Вспомните агентов социализации, оказавших на Вас максимальное воздействие.

В процессе подготовки к семинару изучите указанную выше учебную и научную литературу. Не забудьте внимательно прочесть конспект лекций по данной теме. Используйте материалы сайта нашей кафедры . Желаем Вам добротного освоения темы «Социализация»!

Занятие 15

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации , т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

    агентами первичной социализации,

    агентами вторичной социализации,

    агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.