17.03.2024

Броненосный крейсер «Вальдек Руссо. Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо Вальдек руссо броненосный крейсер


Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо»
Classe Edgar Quinet

«Эдгар Куине»

Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 13 847-13 995
Длина 158,9 м
Ширина 21,51 м
Осадка 8,41 м
Бронирование пояс - 40 - 150 мм
палуба - 33 + 65
казематы - 120…193
башни главного калибра - 150…200 мм
барбеты - до 200 мм
боевая рубка - 150…200 мм
Двигатели 3 паровые машины тройного расширения, 42 паровых котла
Мощность 36 000 - 39 821 л. с.
Движитель 3 винта
Скорость хода 23,1 - 23,9 узла
Экипаж 859-892 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 2 и 10 × 1 - 194-мм ,
20 × 1 - 65-мм
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 - 450-мм торпедных аппарата

Броненосный крейсер типа «Вальдек-Руссо» - последние и наиболее совершенные броненосные крейсера французского флота. Являлись развитием проекта «Эрнест Ренан» . Построены 2 единицы: «Вальдек-Руссо» (Waldeck-Rousseau ), «Эдгар Куине» (Edgar Quinet ). К моменту ввода в строй морально устарели.

История

В середине 1900-ых, французское военное кораблестроение вошло в период затяжного кризиса, связанного, в первую очередь, с неадекватной организацией проектно-конструкторских и строительных работ. Постепенное улучшение отношений с Великобританией - завершившееся в 1905 году с подписанием британо-французского договора - и последовательное усиление германского флота, дезориентировали французское военно-морское командование, ранее преимущественно ориентированное на противостояние с Великобританией. Постоянные кадровые перестановки в адмиралтействе, частая смена военно-морских министров, задержки финансирования из-за правительственных кризисов приводили к тому, что корабли закладывались с сильным запозданием, строились медленно, и вступали в строй уже устаревшими.

В 1905 году, французские адмиралы, все еще действуя в рамках традиционной доктрины крейсерской войны против Великобритании, решили заложить еще два крупных броненосных крейсера, развивавших удачный проект крейсера «Эрнест Ренан». Однако, по мере проектирования, у инженеров возникли сомнения относительно адекватности стандартного для французских броненосных крейсеров вооружения - четырех 194-мм тяжелых и двенадцати 163-мм скорострельных орудий - против новых британских броненосных крейсеров. К этому времени, на основании опыта русско-японской войны, преимущества единообразной артиллерии в бою на дальних дистанциях были уже очевидны. Чтобы реализовать эти преимущества, французские инженеры решили вооружить свои новые крейсера единообразным вооружением, заменив 163-мм орудия на равное количество тяжелых 194-мм.

Проектирование и постройка

«Вальдек-Руссо» - заложен в июне 1906, спущен 4 марта 1908, вступил в строй в августе 1911 года.

«Эдгар Куине» - заложен в ноябре 1905, спущен 21 сентября 1907, вступил в строй в январе 1911 года.

Конструкция

В основе своей, броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо» были развитием проекта «Эрнест Ренан». Их корпуса имели близкие размерения - 158,9 метров длиной, 21,51 шириной и осадка в 8,41 метра. Полное их водоизмещение составляло 13850 тонн.

Подобно всем французским броненосным крейсерам, происходившим от проекта «Леон Гамбетта», они имели почти прямой форштевень, высокий борт с длинным полубаком для улучшения мореходности. Надстройки и мачты их были идентичны прототипу. Как и «Эрнест Ренан», они были шеститрубными, их трубы были сгруппированы двумя блоками по три. Также на их палубе были расположены восемь патрубков вентиляторов.

Вооружение

Вооружение крейсеров типа «Вальдек-Руссо» было унифицировано и состояло исключительно из 194-мм 50-калиберных орудий образца 1902 года . Четыре таких орудия располагались в двухорудийных башнях на носу (на полубаке) и на корме (на верхней палубе); еще шесть орудий стояли побортно в одноорудийных башнях (на полубаке) и четыре пушки стояли в казематах (носовые на верхней палубе, кормовые на главной). Все башни были нового типа, с орудиями, перезаряжаемыми при любом угле вертикальной наводки.

Таким образом, крейсера типа «Вальдек-Руссо» стали первыми французскими «дредноутами» - броненосными кораблями с унифицированной артиллерией главного калибра. Их бортовой залп состоял из девяти 194-мм орудий - больше, чем у любого другого броненосного крейсера того времени - и они могли применить по восемь орудий как погонные и ретирадные. Унифицированность тяжелой артиллерии давала им значительные преимущества в бою на дальней дистанции с любым другим броненосным крейсером.

Противоминное вооружение состояло из двадцати 65-мм орудий образца 1902 года в казематах на верхней палубе. К моменту закладки, это вооружение уже несколько устарело, и на момент вступления кораблей в строй не соответствовало требованиям защиты от современных эсминцев. Как дань традиции, крейсера типа «Вальдек-Руссо» все еще несли два подводных торпедных аппарата калибром 450-мм в центре корпуса, стрелявшие перпендикулярно курсу.

Броневая защита

Бронирование кораблей типа «Вальдек-Руссо» развивало стандартную для французских броненосных крейсеров схему с полным броневым поясом по ватерлинии; пояс был изготовлен из цементированной крупповской стали, и высота его составляла 2,6 метра, из которых 1,3 находились ниже ватерлинии. Толщина пояса в центре корпуса - между мачтами - была равна 150 миллиметрам, уменьшаясь до 94 миллиметров к верхней кромке. В носовой оконечности пояс утоньшался до 70 миллиметров в нижней части и 38 миллиметров в верхней. В кормовой оконечности - до 84 и 38 миллиметров, соответственно.

Нижняя броневая палуба имела выпуклую форму; её толщина в плоской части составляла 45 миллиметров, а на скосах, соединявшихся с нижней кромкой главного пояса - 65 миллиметров. Над ней располагалась плоская верхняя броневая палуба, опиравшаяся на верхнюю кромку броневого пояса и имевшая толщину в 35 миллиметров. Пространство между палубами было разделено на мелкие герметичные отсеки, предназначенные для локализации повреждений.

Броневые башни крейсера были защищены 200 миллиметровыми плитами, как и их основания и барбеты. Казематы орудий главного калибра были защищены 190 миллиметровой броней.

Силовая установка

Силовая установка крейсеров типа «Вальдек-Руссо» была трехвальной. Три вертикальные паровые машины тройного расширения получали пар от сорока котлов Белльвилля на «Эдгар Кине» и сорока двух котлов Никлссона на «Вальдек-Руссо», общая мощность силовой составляла 36000 лошадиных сил. Из-за большего на 2000 тонн водоизмещения, крейсера не достигли скорости «Эрнеста Ренана», продемонстрировав только 23 узла на мерной миле. Запаса угля хватало на 12500 километров экономичного 10-узлового хода.

Служба

До войны

Первая Мировая

После войны

Оценка проекта

Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо» стали завершением эволюции классического типа французского броненосного крейсера - океанского высокобортного рейдера с полным броневым поясом по ватерлинии и облегченным многочисленным вооружением. Созданные для того, чтобы нарушать неприятельскую торговлю, они были построены исходя из требований превосходить индивидуально крейсера основного потенциального противника - Великобритании - и обладать достаточной скоростью и мореходностью, чтобы уклониться от боя с превосходящими силами противника.

Впервые примененная во французском флоте унифицированная артиллерия главного калибра обеспечивала крейсерам типа «Вальдек-Руссо» превосходство в артиллерийском бою над любыми другими броненосными крейсерами, даже столь мощными, как британские типа «Минотавр». Некоторым недостатком (не слишком значимым) являлось анахроничное размещение части орудий главного калибра в казематах, но оно было вызвано стремлением использовать уже готовый дизайн корпуса от крейсера «Эрнст Ренан», с заменой 163-мм орудий на 194-мм. Бронирование крейсеров надежно защищало их ватерлинию, и обеспечивало возможность поддерживать высокую скорость даже под обстрелом противника, не опасаясь затоплений и нарушения обшивки вблизи ватерлинии.

Однако, крейсера типа «Вальдек-Руссо» представляли собой классический пример совершенных кораблей, опоздавших для своей тактической ниши. К моменту их закладки, британо-французские отношения улучшились до такой степени, что война между Британией и Францией стала почти невероятна - и соответственно, французский флот более не нуждался в многочисленных броненосных крейсерах для действий против британской торговли. Технический же прогресс привел к тому, что «идеальные броненосные крейсера» типа «Вальдек-Руссо» стремительно устарели на фоне новых линейных крейсеров с турбинными силовыми установками и крупнокалиберной артиллерией.

Напишите отзыв о статье "Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо»"

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910. - М: АСТ, 2006. - ISBN 5-17-030194-4 .
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860-1905. - London: Conway Maritime Press, 1979. - ISBN 0-85177-133-5 .

Отрывок, характеризующий Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо»

– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.

April 15th, 2012

Францию и Грузию связывает гораздо больше, чем воспоминания о страшных днях и ночах августа 2008 года. Кровные узы между Грузией и Францией создавались и на полях боев. В начале прошлого века, так же, как в августе 2008 года, Франция и Грузия встретились друг с другом в годину бедствий и несчастий.

Президент Франции Николя Саркози, Тбилиси, 07-10-2011

.

.

.

Грузинские меньшевики, готовясь к войне с Советской Россией, возлагали большие надежды на поддержку Франции.

Контр-адмирал Карл Дюмениль (Charles Henri Dumesnil, 1868-1946), который руководил эвакуацией из Крыма
.

Согласно документам, в состав базировавшейся в оккупированном Константинополе и действовавшей на Черном море эскадры в ноябре 1920 г., в период эвакуации Севастополя, входили, в частности, 1 линкор, 1 крейсер, 3 эсминца, 4 авизо, 3 патрульных судна, 2 пакетбота и другие суда:

.
"Французские корабли, которые участвовали в эвакуации, под командованием контр-адмирала Дюмениля, командира легкого дивизиона":

Cuirassé :

Provence

.
Croiseur-cuirassé :

Waldeck-Rousseau

.
Torpilleurs:

Sénégalais

Algérien

Sakalave

.
Avisos et canonnières:

Bar-le-Duc

Toul

Duchaffault

Dunkerque

.
Remorqueurs/Patrouilleurs:

Vigoureux

Coquelicot

.
Bâtiments de commerce français:

Phrygie

Siam

.
Bâtiments sous pavillon interallié :

Thekla Bolhem

Szeged (ex-autrichien)

.

П.Н.Врангель и адмирал Дюмениль в Константинополе
.

Адмирал Дюминель зачитывает французским матросам прощальное письмо генералу П.Н.Врангелю
.
Известно что некоторые из перечисленных выше кораблей участвовали и в событиях в Грузии - крейсер "Вальдек-Руссо", эсминец "Сакалав", авизо "Дюнкерк" и "Дюшафо".
.
Также, согласно документам, там побывали в это время крейсер "Эрнест Ренан" и авизо "Изер" и "Сюип".
.
Есть основания полагать, что там находился и один французский линкор - вероятно, "Лоррен" или "Прованс".
.
Возможно, что в операции участвовали и другие французские корабли.
.
Точно не мог принять в них участие авизо "Бар ле Дюк" - он погиб 13.12.1920, потерпев крушение у о.Лесбос, когда сопровождал врангелевский флот при переходе из Стамбула в Бизерту.
.
Контр-адмирал Карл Дюмениль 1 января 1921 г. был назначен командиром 1-го легкого (крейсерского) дивизиона Средиземноморской эскадры в составе броненосных крейсеров "Эрнест Ренан", "Вальдек-Руссо" и "Эдгар Кине". Флагманским кораблем адмирала Дюмениля в 1920 г. был броненосный крейсер "Вальдек-Руссо", который принимал участие в боях за Абхазию (в другом источнике его флагманом в 1921 г. назван "Эдгар Кине"). Можно предположить что там был и сам Дюмениль. Чичерин познее писал что "стало известно, что адмирал Дюмениль готовит высадку. ... Мы из Москвы с нашей радиостанции наблю-дали, как между собою разговаривают по радио адмирал Дюмениль, тифлисская радиостанция и дашнаки Эривани".
.
Также в этих событиях принимал участие его начальник Фердинанд Жан-Жак де Бон (Ferdinand Jean Jacques de Bon, 1861-1923) - вице-адмирал, главнокомандующий французской эскадрой в Восточном Средиземноморье (04.1919-07.1923)
.

.

Адмирал де Бон, Париж, 25.07.1917
.
Флагманским кораблем адмирала де Бона в 1920 г. был линкор "Прованс", но в декабре 1920 г. он ушел в Тулон и телеграммы адмирала за февраль-март 1921 г. помечены как отправленные с борта линкора "Лоррен".
.
против грузинских оккупантов. 16 февраля в конфликт вмешалась союзная Армении Россия и грузинские войска были разгромлены на реке Храми. 17 февраля 1921 г. адмирал де Бон получил телеграмму, в которой сообщалось, что ситуация в Грузии обострилась. Он принял меры по концентрации французских кораблей в районе Батума. Кроме авизо "Дюнкерк", уже находившегося там, с учений в Мраморном море были отозваны крейсер "Вальдек-Руссо" и эсминец "Сакалав" и из Зонгулдака авизо "Сюип". По этой же причине авизо "Дюшафо", эскортировавший турецкий пароход "Решид-паша", следовавший из Константинополя в Новороссийск с 3300 добровольно репатриируемыми казаками-врангелевцами, получил приказ оставить этот корабль и присоединиться к "Дюнкерку" в Батуми.
.
Имеется письмо министра иностранных дел Франции (и одновременно премьера) А. Бриана к морскому министру от 26 февраля 1921 г., в котором упоминается что вице-адмирал де Бон руководил французскими военно-морскими силами в ходе операции по поддержке грузинских войск, отражавших атаки Красной Армии в районе Гагр.

Аристид Бриан - тот самый - "это голова!"
.

Броненосный крейсер "Вальдек-Руссо"
Крейсер принимал также участие в эвакуации Одессы и Новороссийска в 1920 г.

16 декабря 1922 г.: "Вальдек-Руссо" в Константинополе
.

.

Матросы сушат белье на палубе крейсера
.

Матч по регби между командами крейсера "Вальдек-Руссо" и линкора "Париж" (Корфу)
.

.

Линкор "Прованс"
В январе 1921 года линкор возвратился в Тулон. Вернулся ли он в феврале в Константинополь, мне неизвестно.
http://fr.wikipedia.org/wiki/Provence_(cuirassé)

.

.

.

.

HALLIER Jules Émile (1868 - 1945) - капитан "Прованса" 01.1921-03.1922

.
.
Линкор "Лоррен"
В феврале-марте 1921 г. находился в Константинополе.
http://fr.wikipedia.org/wiki/Lorraine_(cuirassé)
http://en.wikipedia.org/wiki/French_battleship_Lorraine

1917, Тулон
.

.

.

VIOLETTE Louis Hyppolite (1869-1950) - командир 2-го дивизиона Средиземноморской эскадры, флагманский корабль "Лоррен" 1919-1921
.
.
В одном из источников сообщается, что в боях за Абхазию принял участие французский линкор "Жан Бар". Это, видимо, ошибка. "Жан Бар" принимал участие в интервенции в 1919 г. в качестве флагманского корабля командующего французским флотом адмирала Амета, но в 1920 г. был включен в состав Тулонской эскадры.
http://en.wikipedia.org/wiki/French_battleship_Jean_Bart_(1911)

.

.

.

.
.
Эсминец "Алжирьен" типа "Араб" ("Сенегалэ" и "Сакалав" относятся к тому же типу)
"Алжирьен" принимал также участие в эвакуации Одессы и Новороссийска в 1920 г.
http://fr.wikipedia.org/wiki/Classe_Arabe

.

Эсминец типа "Араб"
.
.
Авизо "Изер" типа "Марне" 10 марта 1921 г. еще находился в Батуми - на фото однотипный с ним корабль

.

.
.
"Сюип" - авизо типа "Скарп"

.
.

Авизо типа "Амьен" ("Бар ле Дюк" (погиб 13.12.1920), "Дюнкерк", "Туль")

.

.
.
"Дюшафо" - авизо типа "Дюбурдье".

Уменьшенный вариант авизо "Амьен".
"Дюшафо" принимал также участие в эвакуации Новороссийска в 1920 г.


.
.
Патрульные суда выглядели примерно так

.

.
.
Пакетбот "Фригия"

.

Даже после эвакуации Крыма, французский флот продолжал оставаться в Черном море. 9 января 1921 года, возвращаясь с постановки минных заграждений, советская канонерская лодка "Эльпидифор-415" была атакована в районе Анапы соединением военно-морского флота Франции в составе двух эскадренных миноносцев и одного тральщика. Экипаж корабля пытался отразить нападение при помощи бортовых орудий, а затем капитан Бутаков, командовавший канонерской лодкой, получившей тяжелые повреждения, принял решение выброситься на берег в районе Анапы. В бою было убито и ранено около 70 советских моряков.

.
Канонерская лодка типа "Эльпидифор"

.

"Эльпидифор-415"
.
.

Надежды грузинских меньшевиков основывались на заявлениях французских представителей. В начале декабря 1920 года в Тифлис приехал французский "верховный комиссар" А. Шевалье, а в Батум - французский адмирал Дюмениль, командующий Черноморской эскадрой. Шевалье обещал меньшевикам вооруженную помощь на случай, если внутри Грузии произойдет революция или если она подвергнется нападению "внешнего врага". Адмирал Дюмениль также заявил в беседе с сотрудником газеты "Эхо Батума", что он прислан для выяснения положения на Кавказе, и если меньшевистское правительство обратится к нему за помощью, то он, конечно, ее окажет.

Л. Троцкий. "Проблемы международной пролетарской революции":

Приблизительно в то же время судьбами независимой Грузии близко заинтересовалась известная покровительница слабых, Франция г. Мильерана. Прибывший в Грузию "верховный комиссар Закавказья", господин Абель Шевалье, не теряя времени, заявил через грузинское телеграфное агентство: "Французы братски любят Грузию, и я счастлив, что могу заявить об этом во всеуслышание. Интересы Франции абсолютно совпадают с интересами Грузии"... Интересы той Франции, которая окружала голодной блокадой Россию и напускала на нее ряд царских генералов, "абсолютно совпадали" с интересами демократической Грузии. Правда, после лирических и несколько глуповатых речей о пламенной любви французов к грузинам, г. Шевалье, как и полагается представителю Третьей Республики, разъяснил, что "государства всего мира алчут и жаждут в настоящее время сырья и фабрикатов: Грузия же - великий и естественный путь между Востоком и Западом". Другими словами, на ряду с любовью к грузинам сентиментальных друзей г. Мильерана привлекал также и запах бакинской нефти.
.

Почти вслед за Шевалье прибыл в Грузию французский адмирал Дюмениль. В смысле пламенной любви к единоплеменникам Ноя Жордания моряк ничуть не уступал сухопутному дипломату. В то же время адмирал сразу заявил, что так как Франция "не признает захвата чужой собственности" (кто бы мог думать!), то он, Дюмениль, находясь на территории "независимой" Грузии, не позволит Советскому правительству завладеть русскими судами, находящимися в грузинском порту и намеченными к передаче Врангелю или его возможным наследникам.
.

Сотрудничество представителей французской демократии с демократами Грузии развернулось в полном объеме. Французский миноносец "Сакияр" обстрелял и сжег русскую шхуну "Зейнаб". Французские контрразведчики при участии агентов грузинского Особого Отряда напали на советского дипломатического курьера и ограбили его. Французские миноносцы прикрыли увод в Константинополь русского парохода "Принцип", стоявшего в грузинском порту. Работа по организации восстания в соседних советских республиках и областях России пошла усиленно. Количество доставлявшегося туда из Грузии оружия сразу возросло. Голодная блокада Армении, уже ставшей к тому времени советской, продолжалась. Но Батум не был оккупирован. Возможно, что Ллойд-Джордж к тому времени отказался от мысли о новом фронте. Возможно также, что крайняя любовь французов к Грузии помешала активному проявлению того же чувства со стороны англичан. Наше заявление относительно Батума также не осталось, разумеется, без последствий. Уплатив в последний момент за прошлые услуги метафизическим векселем признания de jure, Антанта решила ничего не строить на безнадежном фундаменте меньшевистской Грузии.
.

В районе границы меньшевики под наблюдением иностранных специалистов создали свою "линию Маннергейма" - сильно укрепленную бетонированную позицию, так называемый "Щит демократической республики". Французский флот оказывал огневую поддержку с моря.
.
За год до этого планы защиты этой позиции
.
Адмирал де Робек - лорду Керзону
Константинополь, 27 апреля 1920 г.
.
Прибрежная дорога в окрестностях Гагр может быть сделана непроходимой кораблями и гидропланами Его Величества, поддержанными грузинскими силами, занимающими сейчас там позиции.
...
Грузинский генеральный штаб полностью осознает важность этой оборонительной позиции и уверен, что сможет удержать эту линию против любых сил большевиков, если британский флот окажет им содействие.

.
Но тогда до войны с Россией дело не дошло, а 12 ноября 1920 г. адмирал де Робек, командующий британским Средиземноморским флотом, вообще получил из Адмиралтейства приказ до дальнейших распоряжений не вмешиваться в события в Грузии. Поэтому в конце февраля 1921 г., когда вокруг Тбилиси шли бои, британцы, которых 18 февраля адмирал де Бон поставил в известность о наступлении большевиков на Грузию, невозмутимо проводили неподалеку, в Мраморном море, "тактические учения с четырьмя линкорами и всеми имеющимися эсминцами".
.

"Очерки истории Абхазии 1910-1921"

Г. А. Дзидзария

Государственное издательство "Сабчота Сакартвело", Тбилиси, 1963

.

.
"Корабли Антанты (миноносец и транспорт) 20 февраля около 17 часов начали обстреливать побережье в 4 километрах юго-восточнее с. Веселого, выпустив до 80 снарядов. Сводка меньшевистского генштаба от 20 февраля сообщала: "Французская эскадра в деле защиты нашей территории оказывает нам поддержку, обстреливая большевиков с фланга". Глава меньшевистского правительства Н. Жордания 21 февраля на заседании Учредительного собрания Грузии также признал: "Нам оказала активную помощь Франция...", "французская эскадра подошла к Гаграм и вчера совместно с нашими войсками вела борьбу с врагом...". Ревком Абхазии в телеграмме на имя В. И. Ленина от 10 марта 1921 года подчеркивал, что меньшевики-"лакеи получили помощь от своих хозяев: флот Антанты бомбардировал побережье, предавал огню хижины крестьян". Между прочим, по некоторым сведениям, меньшевики за каждый пушечный выстрел обещали интервентам чуть ли не 40 пудов табака. Видя тяжелое положение меньшевистских войск, интервенты действовали 21 и 22 февраля еще более интенсивно. В 0 ч. 20 м. 22 февраля три корабля из дальнобойных орудий обстреляли занятое советскими войсками с. Веселое; в 1 час эти корабли подошли к берегу около с. Пиленково и выпустили несколько снарядов по расположению 273 полка, обстреляв его также пулеметным огнем. В 9 часов вечера около Пиленково снова показались три судна, в том числе два миноносца, и начали обстреливать из дальнобойных орудий полевой штаб 91 бригады и расположение 273 полка."

"Интервенты пытались нанести удар в тыл наступающим войскам. С этой целью вражеский миноносец 23 февраля снова обстреливал с. Пиленково из пулеметов. Обстрел побережья в районе Веселое-Пиленково производился, по некоторым данным, судами французской флотилии адмирала Дюмениля, стоянка которой ранее была отмечена в Поти и Батуме."

"Меньшевики большие надежды возлагали на свои заранее сооруженные бзыбские укрепления, тем более, что у устья, р. Бзыбь стояли корабли интервентов. Однако советские войска 23 февраля форсировали бурную горную реку и нанесли противнику поражение. По позициям меньшевиков били и корабли интервентов, судовая артиллерия которых, перепутав расположение сражавшихся войск, своим огнем уничтожила меньшевистские укрепления, обстреливая их в течение почти двух часов. Попавшие в плен солдаты, полагая, что их бомбила советская эскадра, говорили: "Ваш флот так нас раскатал, что не только о наступлении, мы не могли думать и о сопротивлении."

"В г. Гудауты, к которому непосредственно приближались части Красной Армии, меньшевики также спешно сколачивали контрреволюционные отряды из купеческих сынков, белых офицеров и духанщиков для "защиты" города от большевиков. На окраинах Гудаут создавались укрепления. Французский линейный корабль "Жан Бар" стоял на рейде, направив свои пушки на город."

"Корабли Антанты 27 февраля подошли к берегу и обстреляли Гудауты, выпустив около 15 снарядов. На борту одного из кораблей находился сбежавший меньшевистский начальник милиции, умолявший интервентов превратить город в груду развалин. Этому помешал 274 полк, батарея которого открыла огонь по интервентам и вынудила их скрыться."

"Меньшевистским войскам по-прежнему усердно помогали антантовские военные корабли, которые продолжали методично бомбардировать прибрежную полосу Абхазии и разрушать ее приморские города и другие населенные пункты. Таким образом, "при помощи военных судов империалистической Франции, меньшевики хотят парализовать абхазское восстание - сил собственных полуразложившихся войск у них для удержания Абхазии уже не хватает."

"В связи с этим Ревком Абхазии заявил следующий протест:
"Крестьяне и рабочие Абхазии, не выдержав гнет и насилия меньшевистского правительства, взялись за оружие и вступили в смертельную борьбу с ненавистным меньшевистским правительством. Французские военные суда по приглашению правительства Жордания - Рамишвили бомбардируют освобожденные повстанцами города Абхазии. Местечко Пиленково разрушено до основания. Разрушено также несколько десятков домов в городах Гагры и Гудауты. Есть жертвы среди мирного, населения. В числе убитых есть женщины и дети.

Военно-Революционный Комитет Абхазии выражает свой протест против гнусного вмешательства французского правительства в дела Абхазии и его грязного стремления затопить в крови трудовые массы Абхазии, борющиеся за окончательное освобождение Абхазии из-под ига контрреволюционного меньшевистского правительства."

"В 10 часов 55 м. 274 полк после короткого удара энергичным натиском выбил противника из первой линии укреплений и, преследуя отходящие к Новому Афону части, в 16 часов достиг дороги, ведущей от Нового Афона на северо-восток. Противник, имевший до 900 штыков, поддерживаемый активным артиллерийским огнем французских кораблей в составе 1 броненосца, 1 крейсера и 2 транспортов, оказывал упорное сопротивление."

"3 марта бой начался в 9 часов 30 м. Противник, поддерживаемый ураганным артиллерийским огнем и химическими снарядами с двух кораблей интервентов, перешел в наступление."


Французский броненосный крейсер "Вальдек-Руссо", который обеспечивал артиллерийскую
поддержку грузинских войск в Абхазии в начале марта 1921 г.

.

"Противник, энергично преследуемый, в панике отступил к Сухуму, взрывая мосты и грабя жителей на своем пути. Поспешно ушли в открытое море и антантовские корабли, на которые советский самолет сбросил две бомбы. Эти корабли артиллерийским огнем обстреливали побережье на участке Петропавловское-Новый Афон в течение 5 часов."

"3 марта, советские части достигли р. Гумиста и заняли позицию на подступах к г. Сухуму. Меньшевистские власти 3 марта тайно от населения и собственных войск бежали в Батум на французском пароходе."

"В телеграмме штаба 31 дивизии В. И. Ленину и М. И. Калинину сообщалось:
"После непрерывного двухдневного боя, сопровождавшегося тремя повторными атаками противника с помощью судовой артиллерии Антанты, применявшей снаряды с удушливыми газами, доблестные бойцы 31-й стрелковой дивизии, преодолев все трудности, в 16 часов 3 марта наголову разбили противника у Нового Афона... Взяты огромные, неподдающиеся учету трофеи, пленные, орудия, пулеметы, патроны и снаряды. Развивая дальнейшее наступление, части дивизии в 6 часов 4-го марта заняли город Сухум-Кале и ведут преследование разбитого противника."

Ревком Абхазии:

"Флот Антанты пытался бомбардировкой побережий и уничтожением крестьянских изб спасти своих лакеев, но тщетно".

.
За время боев из Батуми на Гагринский фронт было переброшено дополнительно до 3 тысяч грузинских солдат из Батуми, но это мало повлияло на ход событий.
.
Главнокомандующий грузинской армией генерал Квинитадзе:
.
"Наша укрепленная позиция, которую все время укрепляли и которую считали даже неприступной, была взята быстро; как всегда, ее обошли.
.
... люди просто не хотели драться; при первом приближении противника они бросали позиции и никакими силами их удержать было нельзя; эти отходы были не плано-сообразны, а совершенно случайны."
.

В это самое время турки вели переговоры со странами Антанты в Лондоне и 9 марта 1921 г. там было подписано франко-турецкое соглашение.

Стремление Франции к сепаратной договоренности с Турцией в нарушение своих союзнических обязательств было вызвано следующими основными соображениями:
.
а) максимальное восстановление своих довоенных финансово-экономических, политических и культурных позиций в Турции;
б) восстановление своего несколько пошатнувшегося авторитета в мусульманских колониальных владениях;
в) сосредоточение всех своих усилий и военного потенциала в Сирии, которую кемалисты настраивали против Франции;
г) использование Турции в антисоветских целях на Кавказе;
д) ослабление все возрастающего влияния своей ближневосточной соперницы - Англии.

.
9 марта 1921 г. был получен приказ флоту не действовать против турок и воздерживаться от любого вмешательства в их отношении, кроме защиты французских граждан, если таковые имеются.

Грузинское правительство, надеясь использовать возможность военного столкновения между турецкой и Красной армиями, 7 марта достигло соглашения с командующим турецкими войсками северо-восточного направления Кязымом Карабекиром - турецкие войска могли войти в Батуми, сохранив при этом контроль над гражданской администрацией за грузинскими властями. Турок впустили даже в Батумскую крепость.

8 ноября 1920 г. красные части начали штурм Перекопа и форсирование Сиваша. Барон Врангель не собирался всерьез драться за Крым. Еще 4 апреля 1920 г. приказом № 002450 он распорядился, «соблюдая полную секретность, в кратчайший срок подготовить соответствующий тоннаж для перевозки в случае необходимости 60 тысяч человек в Константинополь. Для этого предлагалось распределить нужный тоннаж по предполагаемым портам посадки с таким расчетом, чтобы было можно начать посадку на суда через четыре-пять дней после начала отхода с перешейков. При этом давались следующие данные по портам: из Керчи - 12 тысяч человек, из Феодосии - 15 тысяч, из Ялты и Севастополя - 20 тысяч, из Евпатории - 13 тысяч человек» .

11 ноября в Севастополь из Константинополя прибыл французский тяжелый крейсер «Вальдек Руссо» в сопровождении эсминца «Алжирец». На его борту находился временно командующий французской Средиземноморской эскадрой адмирал Дюменил. В ходе переговоров с французским адмиралом Врангель предложил передать Франции весь военный и коммерческий флот Черного моря в обмен на содействие в эвакуации белой армии. Сам барон позже писал: «Мы беседовали около двух часов, итоги нашей беседы были изложены в письме адмирала ко мне от 29 октября (11 ноября): "...Ваше Превосходительство, в случае если Франция не обеспечит перевозку армии на соединение с армией русско-польского фронта, в каком случае армия была бы готова продолжать борьбу на этом театре, полагаете, что ваши войска прекратят играть роль воинской силы. Вы просите для них, как и для всех гражданских беженцев, помощи со стороны Франции, так как продовольствия, взятого с собой из Крыма, хватит лишь на десяток дней, громадное же большинство беженцев окажется без всяких средств к существованию.

Актив крымского правительства, могущий быть употребленным на расходы по эвакуации беженцев, их содержание и последующее устройство, составляют боевая эскадра и коммерческий флот.

На них не лежит никаких обязательств финансового характера, и Ваше Превосходительство предлагаете немедленно передать их Франции в залог"» .

Да простит меня читатель за столь длинную цитату, но, увы, наши «демократы» всячески замалчивают продажу русского военного и транспортного флота Франции. Вот забавный случай: в школе подмосковного города Королева старшеклассник на уроке истории ляпнул о продаже флота. Молодая учительница возмутилась: «Врангель не мог этого сделать!» - «Почему?» Последовала небольшая пауза, а затем «историчка» менее уверенно сказала: «Врангель был народный герой».

Французский эсминец «Сенегал» обстрелял занятую красными Феодосию.

14 ноября в 14 ч. 50 мин. барон Врангель поднялся на борт крейсера «Генерал Корнилов». Крейсер поднял якоря и покинул Севастопольскую бухту. На борту крейсера находились штаб главнокомандующего, штаб командующего флотом, особая часть штаба флота, Государственный банк, семьи офицеров и команды крейсера и пассажиры, всего 500 человек.

Порты Крыма покинула целая армада кораблей: один дредноут, один старый броненосец, два крейсера, десять эсминцев, четыре подводные лодки, двенадцать тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов. На них были вывезены 145 693 человека (не считая судовых команд), из которых 116 758 человек были военными и 28 935 - гражданскими .

По данным же специальной секретной сводки разведывательного отдела штаба французской Восточно-Средиземноморской эскадры от 20 ноября 1920 г. «прибыло 111 500 эвакуированных, из которых 25 200 - гражданских лиц и 86 300 - военнослужащих, среди которых 5500 - раненых; ожидается только прибытие из Керчи кораблей, которые, как говорят, должны доставить еще 40 000 беженцев» .

В ходе эвакуации пропал без вести эсминец «Живой», на котором погибли 257 человек, в основном, офицеры Донского полка.

Команда тральщика «Язон», шедшего на буксире транспорта «Эльпидифор», ночью обрубила буксирный канат и увела судно к красным в Севастополь.

Любопытно, что мирное население эвакуировалось даже на подводных лодках. Так, с подводной лодки «Утка» в Севастополе перед отходом в Константинополь ушли 12 матросов, зато были приняты 17 жен-шин и двое детей.

У большевиков не было мореходных судов, способных перехватить врангелевскую армаду. Тем не менее в экстренном порядке в Николаеве 21 октября 1920 г. была введена в строй подводная лодка АГ-23. Она получила приказ атаковать суда белых. Но из-за неисправности торпедного аппарата лодка задержалась с выходом и упустила противника.

По прибытии в Константинополь Врангель решил не расформировывать свою армию, а разместить ее за рубежом, по возможности поддерживая ее боевую готовность. Наиболее боеспособные части, входившие в 1-й армейский корпус (25 596 человек), были размещены на Галлиполийском полуострове, в 50 км к западу от Константинополя, в районе Чаталджи. Другие части были размещены на острове Лемнос, в Сербии и Болгарии.

21 ноября 1920 г. Черноморский флот был реорганизован в Русскую эскадру. Правда, над кораблями оной эскадры развевались французские флаги.

Как уже говорилось, еще в Севастополе Врангель продал (отдал в залог) Франции весь Черноморский флот. Но это соглашение с адмиралом Дюменилом было секретным. Теперь же, когда «непобедимая армада» прибыла в Стамбул, французы не спешили официально объявлять о сделке да и не знали, как ее технически осуществить.

Разовая передача Франции 130-140 вымпелов вызвала бы крайне негативный международный резонанс и бурю возмущения в самой Франции. А откуда взять команды для перехода в средиземноморские порты Республики?

Но французские адмиралы и наш барон были людьми неглупыми и быстро пришли к негласному соглашению - продавать корабли и суда Черноморского флота частным образом и в розницу. Понятно, что тут пострадали финансовые интересы не только РСФСР, но и Франции, зато появилась фантастическая возможность заработать.

Торговля судами в Константинополе началась уже в декабре 1920 г. Следует отметить, что к 1921 г. почти во всех флотах мира сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, повсеместно шло сокращение боевого состава флота, а с другой - возник острый дефицит в торговых судах, связанный с большими потерями в годы мировой войны. Так что французов русские линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки абсолютно не интересовали, а транспорты, ледоколы, танкеры - еще как! Поэтому французы позволили Врангелю сохранить боевые корабли и даже выделили стоянку для Русской эскадры - военно-морскую базу в Бизерте (современный Тунис).

И вот из Константинополя в удаленную на 1200 миль Бизерту 8 декабря 1920 г. отправились линкор «Генерал Алексеев» (до 16 апреля 1917 г. «Император Александр III», до октября 1919 г. - «Воля»), транспорт-плавмастерская «Кронштадт» и транспорт «Далланд» с углем для эскадры.

10 декабря вышли крейсер «Алмаз» на буксире «Черномора», эсминец «Капитан Сакен» на буксире вооруженного ледокола «Гайдамак», эсминец «Жаркий» на буксире «Голланда», эсминец «Звонкий» на буксире вооруженного ледокола «Всадник», эсминец «Зоркий» на буксире ледокола «Джигит», транспорт «Добыча», подводные лодки АГ-22 и «Утка», ледокол «Илья Муромец», имея на буксире подводные лодки «Тюлень» и «Буревестник», тральщик «Китобой», посыльное судно «Якут», канонерские лодки «Грозный» и «Стриж», имея на буксире учебное судно «Свобода».

12 декабря Константинополь покинули эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий» и «Пылкий». 14 декабря - крейсер «Генерал Корнилов» и пароход «Константин».

Вышедшие из Константинополя суда за недостатком времени не смогли исправить там все свои повреждения, поэтому многие из них сдали в мастерские «Кронштадта» какие-либо механизмы и детали для исправления. В пути у «Корнилова» сломалась часть рулевой машины, и по радио заказали в мастерских «Кронштадта» новую. Мастерские «Кронштадта» работали на полную мощность во время всего перехода, там даже производилась отливка металлических частей.

Часть эскадры, в основном, большие суда с транспортом «Кронштадт», по пути зашла в Наваринскую бухту, где был сделан кое-какой ремонт, а также подача на суда с «Кронштадта» и «Далланда» воды и угля. Из Наварина суда вышли в порт Аргостоли на острове Кефалония, где соединились со всей эскадрой. Вторая часть эскадры, преимущественно мелкие суда, шла до Кефалонии Коринфским каналом. Соединившись, эскадра вышла в Бизерту, за исключением парохода «Константин», крейсера «Генерал Корнилов», эсминцев «Беспокойный» и «Дерзкий» и транспорта «Далланд», которые шли из Наварина в Бизерту без захода на Кефалонию.

Эсминец «Жаркий», собравший с помощью мастерских «Кронштадта» свои машины, теперь мог идти самостоятельно.

Погода благоприятствовала переходу, и лишь некоторые суда попали в небольшой шторм в Эгейском море. У «Якута» были залиты кочегарки, а на «Страже» сожгли котел и теперь шли на буксире транспорта «Инкерман». При подходе к Кефалонии у мыса Св. Анастасии в тумане буксир «Черномор» сел на мель, но в тот же день был снят крейсером «Генерал Корнилов», при этом не получив повреждений.

Один из французских кораблей, сопровождавших врангелевскую эскадру - шлюп «Бар ле Дюк», сел на мель близ пролива Дора, сам снялся с нее, но тут же затонул. Из команды спаслись один офицер и 70 матросов, а остальные, включая командира, погибли.

Суда белой эскадры начали прибывать в Бизерту 22 декабря 1920 г. Последним 2 января 1921 г. прибыл эсминец «Жаркий», который из-за недостатка воды заходил в один из портов на итальянском побережье, а потом принимал уголь на Мальте.

Ледоколы «Илья Муромец», «Гайдамак» и «Джигит» были отправлены в Константинополь за оставшимися там судами эскадры. В конце января они привели на буксире эсминцы «Гневный» и «Цериго».

Старый броненосец «Георгий Победоносец», с 1914 г. исполнявший роль штабного корабля, по одной версии, 14 февраля 1921 г. пришел своим ходом (максимальная скорость его составляла 6 узлов), а по другой - был приведен на буксире. 12 февраля на броненосце рухнула надстройка, в результате чего погибли флотский лейтенант А.П. Ставицкий и армейский капитан А. Нестеров, исполнявший на корабле обязанности боцмана.

4 февраля в Бизерту пришел танкер «Баку». Всего на судах, прибывших в Бизерту, находились около 5600 человек, включая женщин и детей.

Сейчас стало модным описывать героизм моряков «бизертской эскадры», якобы хранивших верность Андреевскому флагу. На самом деле они то поднимали, то спускали оный флаг, заменяя его французским триколором.

Но почему-то никто не задает вопрос, в чем был смысл пребывания белой эскадры в Бизерте. Гражданская война закончилась, да и почти все боевые корабли эскадры не могли выйти в море без серьезного ремонта.

Главной же заботой «отцов-командиров» и опекавших их французских адмиралов стала продажа более чем сотни торговых и вспомогательных судов.

Самым лакомым куском для французов в Бизерте стала плавмастерская «Кронштадт». Это было огромное судно, водоизмещением около 17 тысяч тонн, которое, без преувеличения, можно назвать единственным в мире плавучим ремонтным заводом. Воспользовавшись заболеванием чумой нескольких матросов «Кронштадта», французские власти отправили команду мастерской в карантин, а само судно отправили в... Тулон. Так ему присвоили новое имя - «Вулкан» и ввели в строй ВМФ Франции.

А вот данные, собранные мной на основании сводки Иностранного отдела ГПУ о состоянии врангелевских морских и сухопутных сил от 13 апреля 1922 г.

Два больших транспорта, «Рион» (14614т) и «Дон» (около 10 тыс. т) - выставлены на торги в Тулоне.

Русские транспорты в Марселе:

«Поти» (бывший «Ирина», 3400 т) - продан французской фирме.

«Долланд» (около 12 тыс. т) - продан неизвестному владельцу.

«Екатеринодар» (до 1919 г. - транспорт № 132, 2570 т) - продан неизвестному владельцу.

«Сарыч» (до 1919 г. - «Маргарита», 7500 т) - продается.

«Ялта» (до 1919 г. - «Виолетта», 7175 т) - продается.

«Крым» (до 1919 г. - транспорт № 119, до 1916 г. - «Кола», около 3000 т) - продается.

«Инкерман» (до 1919 г. - транспорт № 136, до 1916 г. - «Ризе») - продан неизвестному владельцу.

Судьба этого судна любопытна. В конце концов он оказался под египетским флагом и в 1927 г. прибыл в Одессу с грузом. Тут-то на его борт заявились люди в кожанках и с маузерами. Самое же интересное, что Международный морской суд признал судно украденным и подлежащим возвращению законному владельцу - СССР. Разумеется, ворами были не египтяне, а «бизертские герои».

«Моряк» - продается.

«Шилка» (бывший «Эрика», 3500 т) - продается.

Замечу, что в Марселе и Тулоне действовала одна и та же частная фирма «Паке», которая скупала суда у белых офицеров, а затем перепродавала их.

Аналогичная картина сложилась и в Константинополе. Там перепродажей руководил некий Риббуль - начальник отделения фирмы «Паке».

Проданный туркам в Константинополе транспорт «Самара» (бывший транспорт № 114) получил название «Фэтетиэ Босфор». Продавал судно контр-адмирал А.Н. Заев.

Транспорт № 410 (бывший «Вера») - продается.

Транспорт № 411 - продан грекам, назван «Франция».

Транспорт № 412 - продан грекам, стоит на ремонте в Пирее.

Буксир «Осторожный» - продан, но затонул в Босфоре.

Буксир «Тайфун» - продан французам, назван «Боре».

Пассажирские пароходы Добровольного флота:

«Владимир» (11 065 т, 12 уз.) - продан грузину Джиокелия за 72 000 турецких лир.

«Саратов» (9660 т, 12 уз.) продан греку за 170 000 турецких лир.

Пароходы Российского общества:

«Россия» - продан, назван «Гедвиг».

«Мария» - продан, назван «Георг».

Оба ходят под австрийским флагом.

Согласно другим документам, тральщик «Китобой» продан итальянцам и названии «Итало». Посыльное судно «Якут» продано Мальте и названо «Ла-Валетто». Ледокол «Илья Муромец» продан Франции и переоборудован в минный заградитель «Поллукс». Ледокол «Всадник» продан итальянцам и назван «Манин-2». Танкер «Баку» продан французам и назван «Луар». Транспорт «Добыча» продан итальянцам и назван «Амбро». Транспорт «Форос» продан Греции и стал «Эванге-листе». Спасательное судно «Черномор» продано французам и названо «Ируаз». Буксир «Голланд» продан Италии и назван «Сальваторе».

Как видно из перечня судов, французам продавались за бесценок не только военные суда, но и пароходы Добровольного флота. Как Дешево продавались суда, можно судить хотя бы по тому, что тральщик «411» продали греку за 22 000 турецких лир, предварительно продав с него арматуру и инвентарь за 15 000 турецких лир.

Возможно, кого-то утомил перечень судов, но что делать. Пора стране узнать своих «героев, не спустивших Андреевского флага». Тут стоит заметить, что значительная часть из продаваемых судов были казенными. Это касается и ледоколов, и различных портовых, лоцмейстерских и иных судов. Почти все транспорты на Черном море были мобилизованы в состав Черноморского флота, и, опять же, их прежние владельцы получили солидную компенсацию. Что же касается Добровольного флота, то это была контролируемая российским правительством полувоенная организация. Суда для Добровольного флота строились на деньги, собранные по подписке по всей России для войны с Англией и Францией, а позже, как видим, их отдали совсем даром.

Мне не хочется создавать впечатление, что воры были только на Черноморском флоте. На Тихом океане эскадру из тихоокеанских судов угнал в Манилу и там распродал адмирал Старк. На Севере несколько судов угнал в Англию генерал Миллер. Десятки транспортных судов были захвачены на Балтике финнами и прибалтами.

В результате Советская Россия осталась практически без торгового флота. И уже в начале 1920-х годов большевики начали закупку торговых судов за границей, чтобы привезти в Россию хлеб, медикаменты, станки и паровозы.

Следует отметить, что и среди офицеров в Бизертской эскадре нашлись честные люди, которым не нравилась распродажа нашего флота. Так, в начале апреля 1921 г. старший офицер линкора «Генерал Алексеев» Павлов и командир ледокола «Всадник» Викберг тайно собрали механизмы приведенного в состояние долговременного хранения ледокола и под видом выщелачивания котлов развели на нем пары и должны были уйти вместе со сговорившейся с ними с других кораблей командой на остров Сицилию. За два часа до отхода, назначенного на 23 часа, по доносу контрразведки вся эта операция была остановлена, а с машин ледокола сняты золотники. Французы выслали свои дозорные катера и развели пары на канонерских лодках. Командование эскадры постаралось замять эту историю, а Павлова и Викберга отправили в Германию.

Были попытки увода из Бизерты ледоколов «Джигит» и «Илья Муромец».

В феврале 1923 г. адмирал Беренс решил продать две канонерские лодки - «Страж» и «Грозный» (до мобилизации он был торговым судном). В ночь с 26 на 27 февраля 1923 г. два мичмана открыли кингстоны и затопили канонерки. Французская полиция арестовала мичманов как большевистских агентов. Их доставили в марсельскую тюрьму, где мичманы попытались покончить с собой. В конце концов французы выслали их в Сербию.

С конца 1918 г. Константинополь был оккупирован войсками Антанты. Но в конце 1922 г. на международной конференции в Лондоне встал вопрос о возвращении города турецкому правительству Ататюрка. Это вызвало серьезную озабоченность французских адмиралов и торговцев судами. Ведь в заливе Золотой Рог стояли целых 12 не проданных судов врангелевского флота. Все знали, что турецкие националисты находятся в неплохих отношениях с советским правительством, и было очевидно, что после передачи Стамбула турки вернут суда законному владельцу.

В связи с этим французы нашли несколько десятков русских моряков для перегонки судов из Константинополя в Марсель.

Капитан 1-го ранга Василий Александрович Меркушев позже писал, что он жил в Стамбуле в нищете, получая 15 турецких лир в месяц. А тут ему предложили 100 лир в месяц и возможность бесплатно перебраться во Францию. Отказаться было сложно. И вот 12 судов, ведомые русскими моряками, успешно преодолели путь в 2000 миль и 11 апреля 1923 г. благополучно прибыли в Марсель.

Итак, к маю 1923 г. все, что можно было продать из судов, угнанных Врангелем, было продано. Воевать с СССР французское правительство не собиралось. Наоборот, ряд влиятельных политиков и предпринимателей были за установление дипломатических отношений с большевиками. В СССР они видели торгового партнера и надеялись получить там концессии, а возможно, и вернуть долги царской России. Во Франции и даже в самой Бизерте левые силы периодически устраивали митинги протеста против присутствия «русской эскадры» и особенно против ее финансирования за счет налогоплательщиков.

В 1923 г. правительство Польши предприняло ряд демаршей в Париж, желая получить несколько эсминцев и подводных лодок из состава бизертской эскадры. Французское правительство решительно отказало. Передача Польше кораблей привела бы к нежелательной конфронтации с СССР и демонстрациям в самой Франции. Не будем забывать, что белое офицерство ненавидело поляков не меньше, чем большевиков. Ну, а главное, поляки хотели поиметь корабли... даром.

28 октября 1924 г. Франция наконец-то установила дипломатические отношения с СССР. Париж предложил Москве вернуть бизертскую эскадру считая, что это будет одним из аргументов для признания Советами царских долгов.

Через два дня после этого военно-морской префект Бизерты адмирал Эксельманс приказал всем офицерам и гардемаринам эскадры собраться на борту эсминца «Дерзкий». Его приказание было кратким: спустить Андреевские флаги, передать корабли французским уполномоченным, а самим сойти на берег.

А 29 декабря на судне «Удже» в Бизерту из Марселя прибыла советская комиссия по приемке русских кораблей. Комиссию возглавлял Евгений Андреевич Беренс. Главным же консультантом по судостроительной части был академик А.Н. Крылов.

Евгений Беренс приехал в Бизерту принимать эскадру у своего родного брата, контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса. Ситуация оказалась более чем щекотливая и для советской делегации, и для белых, и для французов. Последние порекомендовали Михаилу Андреевичу куда-нибудь удалиться, и тот благоразумно съездил на недельку в город Тунис.

Советская комиссия констатировала, что корабли эскадры находятся в недееспособном состоянии, многие месяцы их ремонтом никто не занимался. Значительная часть механизмов, содержавших цветные металлы, похищена. Крылов заявил, что целесообразно забирать лишь линкор «Генерал Алексеев». Своим ходом он идти не мог. По «дипломатическим проблемам» буксировка его советским кораблем, например, ледоколом «Ермак», была невозможна, частные фирмы взяли бы очень дорого. Наконец, застраховать линкор на время перехода было крайне сложно. Страховать его по цене металлолома невыгодно. Застраховать по реальной цене около 40 миллионов фунтов стерлингов, значит, заплатить огромные деньги, а страховая компания в случае гибели корабля не заплатит ни одного пенса, мол, большевики вывели в море старое корыто, чтобы затопить его и получить страховку.

А тут еще выяснилось, что французская делегация связывает возвращение кораблей с признанием царских долгов. В итоге 6 января 1925 г. советская делегация покинула Бизерту, а вопрос о возвращении эскадры остался нерешенным.

Корабли эскадры остались ржаветь в Бизерте. Лишь в начале 1930-х годов их стали потихоньку разбирать на лом прямо на стоянках. Вела работы фирма «Sosiete anonyme exploitasion de minision». А непосредственно руководил работами инженер-полковник царской армии А.П. Клягин. Где-то в 1934-1935 гг. артиллерия линкора «Генерал Алексеев» была снята и складирована в арсенале Сиди-Абдалах. Позже эти пушки оказались у финнов под Ленинградом и у немцев на береговой батарее «Мирус» в проливе Ла-Манш, но, увы, эта почти детективная история выходит за рамки нашего повествования.