25.11.2023

Муниципальный торговый контроль. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка"


§4. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности

Пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона муниципальный контроль в области торговой деятельности ошибочно отнесен к методам государственного регулирования. Являясь деятельностью органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами (статья 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), муниципальный контроль является элементом системы муниципального регулирования, которое строго обособлено от государственного регулирования (статьи 12, 130 - 133 Конституции РФ, статья 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 1 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации (проведения контрольно-надзорных мероприятий) изложены в статье 16 Закона, поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к "законодательству Российской Федерации", то государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

В действительности перечень методов государственного регулирования торговой деятельности значительно шире, чем приведенный в части 1 статьи 4 Закона. В этой связи сформулированный в части 2 статьи 4 Закона запрет на применение других методов представляется не просто некорректным, но и ошибочным, особенно с учетом использованной для его описания конструкции. Если бы часть 2 статьи 4 Закона предусматривала отсылку к другим федеральным законам с целью определения легальности использования для государственного регулирования торговой деятельности других, не поименованных в части 1 статьи 4 Закона методов государственного регулирования, то ее можно было бы критиковать за мнимое закрытие перечня методов государственного регулирования торговой деятельности. Однако часть 2 статьи 4 Закона отсылает к другим федеральным законам не как к источникам, содержащим дополнительные к указанным в части 1 статьи 4 Закона методы государственного регулирования, а как к источникам, определяющим случаи применения других, не предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона, методов.

Что касается других, не поименованных в части 1 статьи 4 Закона методов государственного регулирования торговой деятельности (лицензирования торговли отдельными видами товаров, ценового регулирования в других формах (установления минимальных цен, предельных торговых надбавок, др.)). Применение их не обусловливается в соответствующих федеральных законах какими-либо случаями, а предусматривается как способ воздействия на отношения в целом для достижения провозглашенных в данных законах целей.

В итоговой же редакции Закона часть 2 статьи 4 выглядит бессмысленной с логической точки зрения (таким приемом никак не исчерпывается перечень методов государственного регулирования торговой деятельности) и избыточной и некорректной с юридической точки зрения. Запрет, во-первых, на применение методов государственного регулирования, ограничивающих права и свободы граждан и их объединений, если таковые не предусмотрены федеральными законами, фактически сформулирован в Конституции РФ (часть 3 статьи 55) и Гражданском кодексе РФ (пункт 2 статьи 1). Во-вторых, источниками методов государственного регулирования являются не только федеральные законы, но и федеральные конституционные законы (например, значительнейший комплекс мер государственного регулирования, право на применение, которых без необходимости какого-либо корреспондирования с федеральными законами, предусмотрен Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не говоря уже о мерах государственного регулирования экономики, предусмотренных Федеральными конституционными законами от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Поэтому от абсолютизирования предусмотренного Законом перечня методов государственного регулирования как определенно-конечного и ограничения его только теми методами, которые предусмотрены федеральными законами, следует отказаться. С точки зрения диалектики заявление законодателя о том, что им сформирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования и что это должно гарантировать торговле предсказуемость и стабильность государственной политики в данной сфере, выглядит достаточно претенциозным. Стройная и исчерпывающая классификация всех элементов системы государственного регулирования пока не сформирована и не описана в принципе. Набор средств государственного регулирования, которые, например, может реализовывать Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", описан такими широкими формулировками, что позволяет принимать не предусмотренные законом и другими федеральными законами решения (например, в рамках принятия мер по реализации государственной структурной и инвестиционной политики, мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг).

2.1 Величина минимального размера оплаты труда в РФ В России минимальный размер оплаты труда или МРОТ -- законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда...

Гарантии по оплате труда работников

Основным органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, является Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК РФ). Порядок осуществления такого контроля закреплен гл. 57 ТК РФ. Кроме того, до 1 июля 2009 г...

Государственная система управления образованием Российской Федерации

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя: 1.Федеральный государственный контроль качества образования; 2.Федеральный государственный надзор в сфере образования...

Государственный и муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации

Государственный и муниципальный контроль осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне РФ, субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований. Выделяют различные виды государственного и муниципального контроля...

Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права в РФ

Государство как участник жилищных правоотношений

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности...

Защита трудовых прав

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав Государственный надзор и контроль должен занимать ведущее место при защите трудовых прав работников...

Защита трудовых прав работников

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда...

Надзор и контроль в области трудовых отношений

Правовая основа государственного (муниципального) финансового контроля

Необходимость финансового контроля обусловлена одной из функций финансов - контрольной...

Проблема взаимоотношений государства и общественных объединений в России

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об общественных объединениях» надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации , стр. 14-15. Орган...

Проблемы организации торгов в Российской Федерации

В условиях становления правового государства, развития демократического общества и эволюции рыночных отношений большую актуальность и практическое значение приобретает институт государственных закупок...

Сертификация и стандартизация

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования...

Трудовой договор

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда...

Характеристика и причины трудовых споров

Одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников являются государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства...

Реестр подконтрольных субъектов и объектов при осуществлении муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Надым

Адрес местонахождения объекта

ИП Петрухина А.Н.

Тонар «Купава-1»

ЯНАО, г. Надым,

ИП Петрухина А.Н.

Тонар «Купава – 2»

ЯНАО, г. Надым,

ул. Зверева,

район дома № 46

ИП Степаненко И.Ю.

Тонар «Кулинария»

ЯНАО, г. Надым,

Ул. Зверева

район автобусной остановки:

«Школа искусств»

ИП Шебалин А.Е.

Павильон

«Кофе смайл»

ЯНАО, г. Надым,

ул. Зверева,

район дома № 41

ИП Лоскутов Д.В.

Кофейный киоск «Джаст кофе»

ЯНАО, г. Надым,

пр-т Ленинградский, район ТЦ «Надым»

ИП Асланов Г.М. о

ЯНАО, г. Надым,

ул. Строителей, район магазина «Юбилейный»

Обобщение практики осуществления муниципального контроля

Обобщение практики осуществления муниципального контроля в сфере осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Надым за 2018 год.

Проведение муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Надым в 2018 году осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), и административным регламентом по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Надым, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.09.2018 № 560.

Контроль осуществляется в целях соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности требований, установленных муниципальными правовыми актами в области торговой деятельности.

Основной функцией при осуществлении муниципального контроля в области торговой деятельности является проверка соблюдения требований по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Надым в соответствии со «Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Надым», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 28.02.2014 № 140.

В целях исполнения статьи 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства» Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся.

Законным основанием для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ являются:

Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Мотивированное представление должностного лица по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Обращения или жалобы граждан и юридических лиц;

Информация, полученная от государственных органов.

В 2018 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые выездные и документарные проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ не проводились в связи с отсутствием оснований.


    Виды муниципального контроля Мероприятия по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений Годовой план проведения проверок Муниципальный земельный контроль Контроль в области розничной продажи алкогольной продукции Контроль за использованием и охраной недр Муниципальный жилищный контроль Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог Контроль за соблюдением правил благоустройства
  • Муниципальный контроль в области торговой деятельности
  • Контроль за осуществлением регулярных перевозок в пределах компетенции органов местного самоуправления




Вопрос-ответ

Как смотреть местные каналы на «цифре»?

Узнать ответ

Вы перешли на просмотр 20 телеканалов цифрового эфирного телевидения, но не можете смотреть местные каналы: «Ямал-Регион» и «Вестник Надыма»? Это поправимо! Потому что до сих пор эти каналы идут в аналоге.

При использовании отдельной телевизионной приставки DVB-T2, которая подключена к телевизору, необходимо разделить сигнал с антенны на два устройства – на телевизионную приставку и сам телевизор. Здесь возможно два варианта.

Вариант 1. Если приставка имеет два антенных RF-разъёма (входной и выходной).

На входной разъём подаётся сигнал с антенны, а со второго разъёма необходимо подать сигнал на ваш телевизор.

Вариант 2. Если приставка имеет только один входной антенный вход.

Для разделения сигнала с вашей антенны и подачи входного сигнала на телевизор необходимо использовать разветвитель телевизионного сигнала (RF-тройник).

Также для обоих вариантов дополнительно понадобится антенный
RF-кабель для подачи сигнала на телевизор от выходного RF-разъёма приставки либо от RF-тройника.

Получить дополнительно квалифицированную консультацию продавцов и приобрести RF-кабель и RF-тройник можно в специализированных магазинах нашего города

После того, как Ваш телевизор и приставка будет подключен к антенне, Вы сможете смотреть местные телеканалы, которые остались в «аналоге».

Алгоритм просмотра следующий:

При просмотре телеканалов в «цифре» через приставку телевизор должен быть переключен на режим изображения с телевизионной приставки (в зависимости от способа подключения - режим «AV» или «HDMI»).

Для просмотра «аналоговых» телеканалов телевизор необходимо переключить в штатный режим приёма телевидения (режим «TV»). При необходимости, используя инструкцию к телевизору, произвести настройку приёма аналоговых каналов.

Если Вы не используете отдельную телевизионную приставку, скорее всего, у Вас современный телевизор со встроенным приёмником DVB-T2. Для просмотра аналоговых каналов, используя инструкцию к телевизору, произведите настройку телевизора для приёма цифровых и аналоговых каналов.

Чем цифровое эфирное телевидение лучше аналогового?

Узнать ответ

Цифровое эфирное телевизионное вещание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, экономить частотный ресурс, а также предоставляет возможность развития новых современных услуг.

Зачем Россия переходит на цифровое эфирное телевидение?

Узнать ответ

Федеральная целевая программа решает в первую очередь важную социальную задачу – делает доступными и бесплатными для всех жителей России 20 федеральных телеканалов в высоком «цифровом» качестве. Сделать это на базе аналогового телевидения нельзя по причине высоких затрат на его содержание и модернизацию, а также по причине ограниченности свободного радиочастотного ресурса. Для миллионов россиян цифровое эфирное телевидение будет означать улучшение качества жизни и устранение информационного неравенства.

Сколько времени занимает прохождение диспансеризации?

Узнать ответ

Прохождение обследования первого этапа диспансеризации, как правило, требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно от 3 до 6 часов (объем обследования значительно меняется в зависимости от Вашего возраста). Второй визит проводится обычно через 1-6 дней (зависит от длительности времени необходимого для получения результатов исследований) участковым врачом для заключительного осмотра и подведения итогов диспансеризации.
Если по результатам первого этапа диспансеризации у Вас выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает Вам об этом и направляет на второй этап диспансеризации, длительность прохождения которого зависит от объема необходимого Вам дополнительного обследования.

Как пройти диспансеризацию работающему человеку?

Узнать ответ

Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Немалое число обычных российских граждан, не говоря уже о тех, кто занимается (или только строит планы) небольшим бизнесом, в первую очередь интересует не политика, не то, как и где «космические корабли бороздят пространство», а вполне приземленные, бытовые вопросы. Как и где купить хорошие продукты питания, качественные и по разумным ценам, как и где, одеть детей к зиме.

Для предпринимателей — вопросы потребительского рынка и то, какие там существуют правила игры, не менее важны. Ведь, прежде чем открыть магазин, надо быть уверенным не только в том, что найдутся покупатели в достаточном количестве, но и в том, какой уровень конкуренции на рынке.

Какие существуют нормативы со стороны властей, определяющие, чем можно торговать, а чем нельзя, где можно взять в аренду помещение под магазин, по каким ценам и на какой срок и т.п. Все эти вопросы решаются в большинстве случаев на местном уровне, т.е. в пределах конкретного города, района, поселка или деревни.

В Российской Федерации существует довольно сложная и обширная система регулирования не только потребительского рынка, но и почти всей сферы экономики, связанной с производством, торговлей и предоставлением услуг. Правда, уже нет того кошмара времен СССР, когда из Москвы Госплан определял, сколько нужно продать курток, сапог и кастрюль в далеком дальневосточном поселке.

Сейчас все вопросы потребительского рынка решают на уровне саморегуляции рынка. Но по — прежнему высока доля регулятивных функций того, что, как и где должно продаваться, остается за государственными органами власти.

Многочисленные федеральные службы осуществляют свои функции путем проведения государственного контроля над соблюдением законодательства, проверки деятельности продавцов и производителей, приема граждан и принятия решений по их обращениям. Свои полномочия эти службы реализуют путем проведения проверок, выдачи предписаний, приостановки производства и реализации товаров, отправления материалов для отзыва лицензий, обращений в суд и возбуждения уголовных дел.

Помимо Роспотребнадзора, контроль над соблюдением прав потребителей также ведется отделом полиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и прокуратурой. Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». Но по — прежнему остается открытым вопрос — какими полномочиями обладают местные органы власти по контролю за сферой торговли, которые находятся в непосредственной близости к тому, что называется потребительским рынком, на котором работают местные предприниматели, и услугами которого, пользуются обычные граждане.

В этой статье будет рассказано о том, какая существует система контроля и регулирования потребительского рынка и, в частности, что такое муниципальный контроль в сфере торговли местными органами власти. О том, какими они полномочиями обладают в этой важной сфере и как можно использовать эту информацию, чтобы выстроить свою линию поведения, как покупателя, так и предпринимателя, по защите своих прав и определить для себя степень возможного участия в этом интересном секторе экономики.

Чтобы у читателя сложилась полная картина того, какое место занимают муниципальные органы власти в деле организации и осуществлении контроля торговли, в каком виде существует муниципальный контроль в сфере торговли, необходимо в общих чертах представить всю систему контроля потребительского рынка в России.

Она состоит из трех элементов:

  • Первый элемент — это уровень федерального управления. Здесь главную роль играет такое ведомство, как Роспотребнадзор, а также ФАС (Федеральная Антимонопольная служба) и многие другие ведомства, регулирующие специальные сферы торговли и оказания услуг.

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является отработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», вот лишь основные из них:

  1. выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и прекращений деятельности нарушителей;
  2. направление материалов для возбуждения уголовных дел в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы;
  3. дача официальных разъяснений о соответствии законодательству по защите прав потребителей;
  4. проведение отбора проб и образцов товаров, предназначенных для реализации;
  5. составление протоколов об административных правонарушениях.
  • Вторым уровнем контроля потребительского рынка, является наличие различных некоммерческих организаций, так или иначе стоящих на защите покупателей и пользователей услуг.

В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным Законом «Об общественных объединениях», а также ст. 45 Закона «О защите прав потребителей», они имеют полномочия участвовать в таких мероприятиях как:

  1. разработке обязательных требований к товарам и проектов нормативных актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
  2. проводить независимые экспертизы качества,
  3. проверять соблюдение правил обслуживания потребителей,
  4. направлять информацию для рассмотрения в органы местного самоуправления или исполнительной власти,
  5. проводить сравнительные исследования и направлять информацию, например, в комитет по управлению муниципальным имуществом о том, что торги по аренде имели нарушения.
  6. вносить в органы власти предложения о принятии мер по приостановлению производства и продажи товаров,
  7. обращаться в суды.
  • Третий уровень — это полномочия и обязанности местных органов власти по защите прав потребителей и контроля сферы торговли.

На муниципальном уровне управление сферой муниципальной торговли и защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным Законом N 242-ФЗ, Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, и Постановлениями глав муниципальных образований.

Например, в городе Новосибирске муниципальное управление торговой сферой реализовано через «Положение о комитете мэрии по защите прав потребителей», утвержденное Постановлением Мэра от 25 марта 2008 г. Также действует административный регламент «Предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей».

Он разработан в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и четко фиксирует рамки и сроки осуществления комитетом по защите прав потребителей своих функций. Теперь рассмотрим то, какие же непосредственные полномочия возложены на муниципалитеты и как они должны осуществлять управление сферой торговли в муниципальных образованиях, а также контроль торговой сферы поселений и осуществление защиты прав потребителей.

В эти полномочия и функциональные обязанности входят:

  • работа с обращениями, жалобами граждан всего того, что касается качества продаваемых на местных рынках товаров и оказанию услуг. Реакция на такие жалобы у местных органов власти может быть в виде, либо обращения в органы прокуратуры, либо в территориальные подразделения Роспотребнадзора и другие федеральные службы. Самостоятельно муниципалитеты, конечно, не имеют права накладывать какие — то административные санкции, но участие в защите прав потребителей – это их прямая обязанность.

  • меры законодательного регулирования и муниципальное управление торговлей . В частности, муниципалитеты могут вносить в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг). Снятию с производства и изъятию (только в судебном порядке) из обращения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
  • муниципальный контроль в области торговли включает участие совместно с федеральными (территориальными) органами исполнительной власти в проверках предприятий и организаций города , независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Такие проверки могут быть осуществлены в следующих сферах деятельности: торговля (муниципальная и частная форма собственности), бытовое обслуживание и общественное питание, услуги транспорта, связи, финансовые услуги, медицинские услуги, образовательные услуги (кроме школ и дошкольных учреждений).
  • оказание консультативной помощи по составлению претензий и исковых заявлений в суды в целях защиты прав потребителей;

Также существует и особый порядок, когда муниципальный контроль торговой деятельности осуществляется через право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом выданных предписаний, органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, либо о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

На кого возложен контроль сферы торговли на муниципальном уровне

Как определено законодательством и принято в российской практике, непосредственно муниципальный контроль в торговле на территории конкретного муниципального поселения осуществляет структурное подразделение администрации города или поселка. Это департаменты, отделы, комитеты или комиссии.

На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться и специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности. В частности, на территории г. Хабаровска в соответствии с постановлением мэра города от 25.01.2002 г. № 82(3) был создан и функционирует «Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска».

В его функции, в частности, входят:

  • разработка проектов нормативных актов и внесение предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности подведомственной отрасли;
  • разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования продовольственного рынка города;
  • организация работ по обеспечению соблюдения законодательства в сфере торговли, контроля качества и безопасность товаров народного потребления, законодательства о защите прав потребителей;
  • координация деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • служб, обеспечивающих ветеринарный контроль на территории города;
  • структурных подразделений администрации города по вопросам экономического развития, разработки программ и прогнозов, реализации политики в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • обеспечению взаимодействия с городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства УООП УВД Хабаровского края и др.

Кроме этого, немаловажная роль по созданию и контролю соблюдения прав потребителей и регулированию сферы торговли в муниципальном образовании, лежит на местных законодательных органах -Городские Думы, поселковые комитеты и т.п.

На этом административные полномочия муниципалитетов ограничены. Для контроля рынка потребительских товаров и регулирования сферы торговли на территории муниципального образования, у местных исполнительных и законодательных органов власти имеются другие косвенные методы контроля и регулирования рынка.

К таким косвенным методам контроля и регулирования сферы торговли и мониторинга зашиты прав потребителя относятся:

  1. регулирование ценовой политики на товарном рынке, путем представления льготных условий аренды и приватизации муниципального имущества для предприятий торговли, особенно имеющих большую социальную значимость.
  2. предоставление гарантий по кредитам тем предприятиям торговли, которые обслуживают местные товарные рынки или выполняющие функции обеспечения продовольствием местных социальных учреждений.
  3. антимонопольное регулирование продовольственных и товарных рынков, не допуская захвата большей части рынка компаниями, которые могут потом устанавливать высокие цены и фактически стать монополистом.

  1. созданий условий, при которых на территорию будет привлекаться инвестиционный капитал, с помощью которого будет развиваться конкурентный рынок на территории муниципального образования.
  2. создание полноценной и эффективной системы муниципальных заказов, тендеров и аукционов, что не только позволит развить сферу торговли, но и пополнить местный бюджет дополнительными доходами. Например, это управление и организация муниципальных торгов имуществом, принадлежащего муниципальным предприятиям и учреждениям.

В заключение

Следует отметить, что кроме непосредственного контроля и регулирования местного рынка и торговли властями, в сегодняшнем информационном обществе все большую роль играют неформальные сообщества и объединения граждан, в том числе и через интернет. Благодаря этим социальным независимым объединениям граждан, местные органы власти получают больше объективной информации о состоянии дел в сфере торговли, и могут принять более эффективные и упреждающие меры.