26.12.2023

Где похоронен чингисхан. Где находится могила Чингисхана? Конная статуя Чингисхана


25 августа 1227 года, в очередном походе, умер Чингисхан (настоящее имя Темуджин), один из самых великих людей, значительно повлиявших на историю человечества. Его жизнь была настолько насыщена событиями, что их хватило бы на несколько жизней даже повелителям того времени. Чингисхан И вот уже в течение восьми веков авантюристы, кладоискатели, и, наконец, ученые ведут спор: где же захоронен великий Хан?

Существует легенда, что соратники Чингисхана, опасаясь ограбления и осквернения места захоронения, после похорон пустили по месту захоронения десять тысяч лошадей, которые уничтожили все следы. Позднее все свидетели похорон были убиты. Предположительно в могиле Чингисхана вместе с ним по обычаю были погребены несметные сокровища.

По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун. Естественно, что спустя восемь веков географические названия отдельных гор, местностей могли существенно, а может быть и совсем измениться.

Существует третья версия, согласно которой Чингисхана похоронили в русле реки Селенги, несущей свои воды по территории Монголии и Бурятии. Для этого реку перекрыли, соорудив дамбу. После захоронения дамба была разрушена и река потекла по прежнему руслу, закрыв собой гробницу.

На местонахождение гробницы Чингисхана, а также на родство с ним претендует несколько государств. Среди них кроме монголов казахи, буряты, японцы, китайцы. Эти споры совсем небезосновательны. Внешность монгольского правителя по описаниям историков была нехарактерна для монголов. Он был голубоглазый, со светло-русыми волосами.

В последнее время могилу великого Хана находили множество раз. Несколько раз в печати появлялись сообщения о находках некрополя то в Китае, то в Монголии.
Осенью 2001 года информационные агентства передали сообщение о найденной американцами могиле Чингисхана. Сотрудник Чикагского университета Джон Вудс и его соотечественник в 360 километрах от Улан-Батора обнаружили около 40 могил с останками 60 человек. Судя по богатству доспехов, эти люди принадлежали к знати. Американцами было сделано официальное заявление, что обнаруженные останки принадлежат монгольским ханам, и среди них, возможно, и останки Чингисхана. Однако продолжить исследования не удалось по причине запрета монгольскими властями дальнейших раскопок.

Несколько позже сотрудником музея Синьцзяна Чжан Хуэйем было сделано довольно смелое заявление о нахождении подлинной могилы Чингисхана. Местонахождение могилы по информации находится на севере Китая, в СУАР. Однако данная информация так и не была подтверждена.

В 2004 году археологами монгольско-японской экспедиции при раскопках на территории Восточной Монголии был обнаружен фундамент здания предположительно XIII-ХV веков, который мог быть дворцом Чингисхана. Было сделано заявление о нахождении дворца Чингисхана. Впоследствии вблизи дворца были обнаружены четыре ямы, в которых сохранились зола и остатки костей животных. На основании находок было предположено, что здание могло бы быть не дворцом, а мавзолеем Чингисхана, и место захоронения должно быть где-то поблизости. Тем не менее, по прошествии четырех лет данная находка не дала ответа на вопрос о местонахождении могилы великого Хана.

Впрочем, может оказаться, что могилу Чингисхана могли разорить и осквернить еще его современники, как это происходило с пирамидами фараонов Египта. Но это, конечно, самая пессимистичная гипотеза.

В настоящее время поиски могилы Чингисхана являются одной из актуальных проблем средневековой истории. Историки считают, что для науки находка может иметь и не столь большое значение, как для культуры. Многие азиатские народы предпочли бы, чтобы их предком оказался великий Хан. Однако до сих пор никто не знает местонахождения захоронения Чингисхана. Справедливости ради надо заметить, что активные поиски ведутся до сих пор, и возможно дадут свои результаты, и в недалеком будущем мы сможем получить ответ на вопрос: «Где же находится могила Чингисхана?».

Видео в тему:

Великий запрет Чингисхана

В 1227 году, во время боевого похода, умер один из величайших завоевателей всех времен и народов – Чингисхан. Перед смертью полководец, опасаясь мести врагов, и еще по ряду причин, приказал сохранить место своего захоронения в глубочайшей тайне.

Враги, мечтавшие осквернить прах Чингисхана, до могилы так и не добрались. С девятнадцатого века и по сей день ученые ищут гробницу легендарного властелина. Основные поиски ведутся в Монголии и, в частичности, в Китае. Но пока также безуспешно.

Оказывается, у большинства народов, когда-то входивших в Монгольскую империю, существует легенда о том, что Чингисхан похоронен именно на их территории…

«Искатели», проанализировав всю имеющуюся в распоряжении ученых информацию, сделали неожиданный вывод. Могила великого полководца вполне может находиться на территории Российской Федерации. Попытаться подтвердить или опровергнуть эту гипотезу должна наша экспедиция, отправившаяся в Забайкалье.

No related links found

30 июля 2016 в 22:29

Возможно найдена гробница Чингисхана

  • Научно-популярное

Монгольские археологи сообщили об случайном открытии гробницы Чингисхана. Доподлинно неизвестно, где похоронен первый великий хан. Есть много версий, где находится его могила и с некоторой периодичностью появлялись сообщения об обнаружении его гробницы. В этот раз находка выглядит очень убедительной.

Почти 800 лет неизвестно, где был похоронен великий хан. Даже об обстоятельствах его смерти мало, что известно. Популярна история, что основатель Монгольской империи просил похоронить его в безымянной тайной могиле. Чтобы не деморализовать воинов Орды, согласно его завещанию, о кончине Чингисхана объявили только после окончательной победы над тангутами . О смерти хана знали только самые близкие родственники, которые и организовали тайные похороны.

Известно, что Чингисхан хотел быть погребенным около реки Онон, - там он родился и вырос, там был провозглашен правителем объединенного народа. Чингисхан умер в августе 1227 года в горах Люпань. Его тело было перевезено обратно в Монголию для захоронения. Согласно как Марко Поло, так и Рашид ад-Дину, погребальный эскорт убивал всякого, встреченного по пути следования. Чингисхан хотел быть захоронен с множеством богатых предметов, жертвенных лошадей и, возможно, людей. Один из текстов говорит, что 40 девушек - украшенных богатыми одеждами, золотом и мелкими драгоценными камнями - были убиты и похоронены вместе с ним, чтобы присоединиться к его духу в загробной жизни.


Поиски могилы Чингисхана проводятся уже долгое время. Наиболее перспективным местом для поисков считается запретная гора Бурхан-Халдун и её окрестности, где, согласно историческим записям, находился родовой некрополь семьи Тэмуужина. Гора внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и какие-либо раскопки в её окрестностях в ближайшее время маловероятны. Шаманские верования до сих пор играют важную роль в повседневной жизни монгольских кочевников. Они считают, что их предки живы в священных местах, и беспокоить могилы немыслимо.

Еще одна популярная версия - усыпальница Чингисхана находится на дне реки Селенга . После его смерти сыновья императора согнали в долину реки тысячи рабов, которые возвели дамбу и изменили течение вод. В осушенном скальном дне была выдолблена ниша, куда поместили гроб с телом великого хана, после чего под покровом ночи дамба была разрушена и все, кто находились в долине - рабы, мастера-каменщики, охрана и воины почетного караула, утонули.

Те, кто чудом выжил, пали под мечами специального отряда, который, в свою очередь, также был уничтожен. Таким образом, в живых не осталось никого, кто мог бы рассказать, где нашел последнее пристанище Чингисхан.

Чтобы могилу не нашли случайные путники, вдоль берегов Селенги многократно прогнали табуны лошадей. Похоронив отца, наследники императора провели обряды погребения еще в восьми местах, и тайна могилы Чингисхана умерла вместе с его сыновьями, которые больше никогда не говорили на эту тему.

При строительстве дороги возле реки Онон в аймак Хэнтий в Монголии, дорожные рабочие обнаружили братскую могилу с множеством человеческих останков, под которыми находилось довольно грубосложенное каменное сооружение.

Судмедэксперты и археологи определили захоронение как монгольскую царскую гробницу 13-го века, которая может принадлежать Чингисхану. Ученые Университета Пекина пришли к выводу, что многочисленные скелеты (68 скелетов), похороненные поверх гробницы, скорее всего были рабы, построившие гробницу и убитые, чтобы сохранить её местоположение в секрете. Так же было принесено в жертву 12 лошадей, чтобы сопровождать великого хана после смерти.

Содержимое гробницы сильно рассеяно и в плачевном состоянии - несколько столетий этот участок находился под руслом реки, пока река Онон не изменила направление русла в 18 веке. В гробнице обнаружены останки высокого мужчины и 16-ти женских скелетов среди сотен золотых и серебряных предметов и тысяч монет. Женщины, как предполагается, были жены и наложницы хана, которые были убиты, чтобы сопровождать военачальника в загробной жизни.


Количество сокровищ и количество умерщвленных животных и людей, немедленно подняли перед археологами вопрос о том, что это, безусловно, место захоронения действительно важного монгольского военачальника. После проведения обширного набора тестов и анализов, они были в состоянии утверждать, что тело принадлежит мужчине в возрасте от 60 до 75 лет, который умер между 1215 и 1235 годами нашей эры. И возраст, дата, место и пышность захоронения, с большой вероятностью, подтверждают, что гробница действительно принадлежит Чингисхану.

Неоспоримым историческое значение Чингисхана делает это новое открытие одной из самых важных в истории археологии и ставит точку в одной из загадок истории. Его наследие во многих формах, кроме его завоевания, можно найти и сегодня, что делает его одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Он соединил Восток и Запад создав Великий Шелковый путь, который стал и оставался на протяжении многих веков основной сетью торговли и передачи культурных ценностей в Евразии, открыв политические и экономические взаимодействия между далекими цивилизациями.

Чингисхан также имеет невероятное количество потомков. Некоторые генетические исследования утверждают, что он может быть прямым предком каждого двухсотого из ныне живущих людей. Только в Монголии из 2 миллионов населения 200000 могут быть его потомками.

P.S. По поводу гробницы есть опровержение

Согласно одной из легенд, над могилой великого Чингисхана было проложено русло реки, чтобы захоронение никто не смог найти. По другой же версии, сразу же после похорон над могилой пронесся многотысячный табун лошадей, который стер все следы захоронения. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но то, что место погребения Чингисхана ищут команды археологов и историков из нескольких стран и до сих пор не могут найти, это реальный факт. Притом сами монголы не стремятся найти могилу своего великого предка, ведь Чингисхан хотел, чтобы место его захоронения осталось в тайне.

Недалеко от Улан-Батора находится грандиозный памятник Чингисхану - огромная конная статуя на круглом постаменте возвышается над бескрайней монгольской степью. А в китайском регионе Эджэн-Хоро (Внутренняя Монголия), что в переводе с монгольского означает «священная гробница», располагается мавзолей Чингисхана. Но это лишь памятники, посвященные великому хану, которые никак не связаны с реальным местонахождением его гробницы.


Чингисхан - основатель великого монгольского государства, в 1206 году ему удалось объединить разрозненные монгольские племена и создать огромную империю. Чингисхан встал во главе войска, которое за 20 лет завоевало огромную территорию, увеличив в разы владения монголов. На момент его смерти в 1227 году границы Монгольской империи простирались от Каспийского моря на западе, до Японского и Желтого морей на востоке. На севере империя ограничивалась непроходимыми таежными сибирскими лесами, а на юге монголам удалось завоевать обширные площади Центральной Азии и северные регионы Китая, включая Пекин и долину реки Хуанхэ.

Согласно имеющимся источникам, Чингисхан скончался во время очередного военного похода в 1227 году. Это произошло на южной периферии империи, во время осады столицы Тангутского царства - города Чжунсин (современный китайский город под названием Иньчуань). Точная причина смерти великого правителя монголов не установлена, известно лишь, что он завещал свою империю третьему сыну - хану Угедею.

Согласно имеющимся источникам, верные воины Чингисхана увезли тело своего правителя на север для того, чтобы предать его земле, но вот где похоронен великий хан, до сих пор остается загадкой. Исторические записи гласят, что все воины, участвовавшие в погребении были лишены жизни, чтобы никто из посторонних не мог раскрыть тайну захоронения. Считается, что могила Чингисхана содержит множество ценных вещей, а учитывая огромные масштабы завоевательных походов монголов, это должна быть настоящая сокровищница той эпохи.


Монголы полагают, что не стоит искать место захоронения хана, а часть общества даже придерживается той точки зрении, что обнаружение и вскрытие могилы может привести к большим несчастьям. Согласно монгольским традициям, если тело правителя не тронуто, то его душа будет оберегать народ от несчастий и невзгод. Официальные власти также против проведения крупномасштабных поисков могилы: одна из научных монголо-японских экспедиций, организованных с этой целью в 1990-е годы, была приостановлена на неопределенное время.

Но американские и европейские ученые всерьез надеются обнаружить место захоронения великого повелителя монголов. В Центральной Монголии уже не первый год ведутся раскопки древнего захоронения, которое принадлежало хуннам. Эти кочевые племена, по всей вероятности, были предками монголов, а возраст захоронения превышает 2000 лет. В захоронении знати древних хуннов, которое расположено на глубине более 20 метров, было найдено множество ценных предметов, поэтому некоторые историки полагают, что могила Чингисхана также может содержать огромное число драгоценностей и важных артефактов. Для того, чтобы выяснить, где же все-таки похоронили Чингисхана, а заодно и ценные сокровища, исследователи проанализировали несколько письменных источников, датируемых XIII веком, а также более поздние записи, оставленные на этот счет историками соседних стран.


Существует несколько вариантов месторасположения могилы, в том числе на приграничной территории России или во Внутренней Монголии, но одним из наиболее вероятных мест нахождения захоронения считается гора Бурхан-Халдун. Этот регион расположен на севере Монголии на границе с Россией. Чингисхан считал это место священным, и сюда же, как полагает большинство исследователей, его воины доставили тело хана для захоронения. Эта местность и сегодня считается священной для монголов, поэтому ни о каких крупномасштабных раскопках на этой территории не может быть и речи. Тем не менее американские, японские, французские ученые и исследователи из других стран при помощи современных технологий исследуют эту область Монголии на предмет присутствия следов захоронения.


Гора Бурхан-Халдун

Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи летающего дрона в надежде обнаружить возможные неровности рельефа. Во время экспедиции учеными была составлена цифровая модель рельефа, после анализа которой был обнаружен большой холм с несколькими родовыми знаками монгольской знати в виде камней на склонах. Исследователи уверены, что именно здесь кроется могила великого хана, но поскольку монгольские власти не разрешают проводить здесь более масштабных исследований, тайна могилы Чингисхана до сих пор остается неразгаданной.


Предполагаемое место захоронения Чингисхана, по мнению Пьера-Анри Жискара

1225 год, осень — Чингисхан возвратился из похода на восток. Основы Монгольской империи в ту пору были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Находилось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где в наше время простирается песчаная пустыня Гоби. Мысли о непокоренном государстве не давали Чингисхану покоя: предчувствуя скорую смерть, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 г. поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия выдвинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 г. оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению тех времен Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Однако в самый разгар победоносного наступления 65-ти летний властелин монголов умер…

В Большой советской энциклопедии указана и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 г. О том же пишется и в других источниках, к примеру, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), но сказано в нем о месте смерти, а не о месте захоронения.

Правда, в других древних сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть Чингисхана наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не прознал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», монгольский полководц находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов.

Таким образом, в различных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указаны разные. Нет единого мнения на этот счет и среди ученых: Р. Дуглас полагает, что Чингисхан умер «от скоротечной болезни», Абул Фарадж считал, что у великого полководца была малярия, которая была вызвана нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади когда охотился на куланов.

Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана в действительности потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывал, что смерть монгольского полководца наступила от старой раны, а монах из Франции Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 г. возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях говорилось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышеизложенного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются по сей день неясными, и с уверенностью можно говорить только об одном: умер он в конце лета (или осенью) 1227 г. на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, говорится, что тело великого хана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на его родине. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса.


Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось ему, и великий хан долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти повелителя монголов остались неясными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Имеются сведения, что могила Чингисхан находится или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, называемой эхэ-Утек. Марко Поло утверждал, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за 40, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С лошадями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших коней они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения дошли до нас о местонахождении могилы Чингисхана. Ясно лишь одно: делали все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины в действительности убивали всех, кого встретили на своем пути, а после погребения, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу Чингисхана. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я.Шмидт, монголовед и тибетолог XIX столетия, беря за основание то, что монголы не могли бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только некие вещи и реликвии монгольского полководца. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу хана монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

XVII век — считалось что могила Чингисхана находится в Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX столетия эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Потанин, который записал легенду о гибели великого полководца и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют из себя войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь Чингисхана, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, находившаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Ежегодно, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса.

Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты снова ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого монгольского хана. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 см, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.
К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам…

Празднество, в котором принимают участие лишь мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, потом белой лошади, после этого идут к Алтын-хатасуну, ему также поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана…

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее…

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан вновь явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о нахождении могилы Чингисхана уже не один век волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти Чингисхана, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 1920-х годах появилось предположение, что захоронение великого полководца может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии.

В 1962 году здесь даже соорудили памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа».

Но, несмотря на воздвигнутый памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

Энциклопедия исторических тайн развития человеческого общества достаточно обширна, интересна и познавательна. Большинство из них, имеющих даже мировое значение, уже раскрыто усилиями многих и многих поколений ученых. Некоторые находки были случайно сделаны обычными дилетантами, но немало интереснейших загадок всё ещё терпеливо ожидают своих исследователей и первооткрывателей. Одной из таких хитроумных головоломок, умышленно задуманных и успешно осуществленных на практике всадниками-интеллектуалами 13 века, является тайна сокрытия территории родового Некрополя Чингизидов и место расположения погребения самого Тэмуджина, с 1206 года гордо носящего свой титул Делкян Эзен Суту Богдоо Чингис Хаан «Владыка, ниспосланный миру Высшим Духом потустороннего царства, перевёрнутого Вечного Синего Неба, озера Байкал».

Сегодня не обнаружено ни одно из двадцати пяти предполагаемых захоронений, в которых покоятся последователи и потомки Великого Хаана, а это означает, что все они размещены в одном потаённом, трудно доступном и достаточно обширном регионе.

В среде цивилизованных европейских народов на генетическом уровне укоренилось несправедливое мнение об умственной неполноценности и отсталости «диких» азиатов. Однако до конца разгадать все секреты «поганых» наши «лучшие умы человечества» не только не смогли, но и на протяжении нескольких сотен лет ни на йоту не приблизились к раскрытию этой тайны, так как оказались не в состоянии обзавестись хоть какой-нибудь достаточно разумной гипотезой.

Так существует ли на самом деле такой укромный уголок на нашей планете, либо прах Покорителя народов сожжен на жертвенном кострище, а пепел развеян ветром над бескрайними степными просторами, как этого требовали обычаи того времени?

Покоится ли Император в саркофаге из горного хрусталя или же мумия Вождя величественно восседает на Золотом троне среднеазиатского правителя Мохаммед Шаха?

Расположено ли священное место в обширной карстовой пещере, где в специальных нишах хранятся свитки с законами и наставлениями, сказаниями и песнями, где вокруг трона установлены сигнальные трубы и барабаны, государственные стяги и боевые знамёна, а также лежат бесценные трофеи, в число которых входит коллекция, состоящая из 75-ти золотых корон, снятых с покорённых царей Евразии? Либо же размещено оно в самой обычной земляной яме, вырытой в голой степи, в которую свалены в кучу разнообразные предметы человеческого обихода, так необходимые покойному в потустороннем мире, то есть «всё, чему есть имя на земле»?

Погребено ли нетленное тело Великого Хана под огромным каменным курганом, возведённым многочисленными рабами на одной из тысяч горных вершин, или оно навсегда и безнадёжно затеряно в безбрежных степных равнинах?

Затоплен ли Некрополь создателя Монгольского государства на каменистом дне его родной реки Онон, либо он надёжно укрыт от посторонних глаз в глубинах бездонной байкальской пучины?

Не вызывает никаких сомнений только одно - такое место, безусловно, существует, а данная ЗАГАДКА является Величайшей тайной в истории человечества, неизбежное открытие которой когда-нибудь грянет всепланетной мировой сенсацией!

В данной статье читателю предлагается познакомиться практически со всеми известными на сегодняшний день так называемыми «версиями», а затем самостоятельно сделать свои выводы о том, достаточно ли представленные материалы обоснованы и аргументированы, и не являются ли они поверхностными, а зачастую и просто наивными предположениями, уводящими искателей в сторону от истинного пути.

Одно из самых первых в России упоминаний о месте расположения пресловутой «могилы» Чингис Хаана любознательный читатель сможет найти в путевых заметках русского путешественника Григория Потанина , сделанных им в 1884 году в Монголии.

Потанин в центре

Там, в местности Эджин-Хоро (ныне Уйгурский автономный округ Китая) ученый обнаружил две белые войлочные юрты, украшенные позолоченными лентами и скрывающими внутри себя деревянные срубы.

Согласно записанной им легенде, в одном из них находился серебряный саркофаг с останками самого Императора, рядом лежали его сабля, трубы и боевые знамена, а под другим в простых деревянных колодах покоились тела двух самых любимых жен.

Древняя притча гласила о том, что Великий Хаан вовсе не умер, а просто спит и, согласно его завещанию, он должен проснуться в 2184 году, в день, когда наступит знаменательная дата полного солнечного затмения.

При входе в юрту вождя хранители мавзолея каждый вечер клали опутанного по ногам живого барана, а утром последний бесследно исчезал.

Сомневаться в том, что русский путешественник лицезрел описанные им сооружения и действительно видел в них срубы, у нас нет никаких оснований, а вот на два вполне естественных вопроса я предоставляю право ответить самим читателям. Могли ли через 657 лет со дня смерти Кагана уцелеть в голой степи две обычные войлочные юрты, набитые серебром, когда за это же время с лица Земли навсегда исчезли многие мировые столицы? Куда девается по утрам жирный и вкусный барашек?

В 1922 году известный российский монголовед Б.Я. Владимирцев издает свою книгу под названием «Чингисхан», в которой приводит следующие выдержки из летописей 13 века: «Тело его было погребено на горе Буркан Калдун в месте, которое уже давно было указано самим каганом. Однажды, будучи на охоте, он присел под одиноким деревом и долго отдыхал там в приятной задумчивости, а после произнёс: «Это место прилично для моего последнего упокоения - заметьте его!»

Обыкновенная логика подсказывает, что подробно описывать такое малозначительное события древний сказитель просто так не стал бы. Что означает выражение «пусть его заметят»? Где и каким способом можно было навечно зафиксировать указанное место, если неизбежно наступит тот день, когда любое дерево засохнет, упадёт на землю и превратится в труху? В чем же заключается истинное значение данного эпизода, что представляет из себя и где расположена «священная гора», на которой всё ещё произрастает «потрепанное ветрами одинокое дерево»? Об этом читатель узнает чуть позже. Пока же мы можем сделать вывод о действительном существовании такой территории, а нарисовать и отметить её могли только на топографической карте, которая у монголов в то время уже существовала и активно применялась ими на практике при захвате новых земель.

В одной из своих работ советский ученый-востоковед и писатель Лев Гумилев

приводит такую выдержку из легенды:«Посреди бескрайней степи воины вырыли огромную яму и опустили в нее золотой саркофаг с телом императора. Рядом в землю положили «все, чему есть имя на земле», то есть нож, уздечку, чашку, стремя, лук со стрелами…медный котёл и так далее, и тому подобное.

Когда могила была засыпана, то над ней, в присутствии матери, они зарезали только что родившегося верблюжонка и окропили его кровью священное место, а затем несколько раз подряд прогнали по кругу многотысячный табун лошадей.

Кони на значительной территории вытоптали всю траву, и найти в степи ранее относительно небольшое пятно голой земли стало невозможным. Ровно через год, когда пришло время исполнять обряд обязательного поклонения и «побрызгать» духу отца, его сыновья пустили перед собой несчастную верблюдицу. Именно она должна была найти место гибели теленка и остановиться над ним как вкопанная».

Во-первых , очень жаль маленького верблюжонка! Во-вторых , отёл у этих животных происходит на четвёртый год со дня их рождения, а значит, что беременеют они на третий, и это очень символично, так как Тэмуджин был окончательно погребён тоже только на третий год со дня своей смерти. Всё это время его тело тщательно мумифицировалось, а внутри карстовой пещеры готовился и оборудовался Царский саркофаг.

В-третьих , данный рассказ явно противоречит пожеланию самого Великого Кагана, завещавшего похоронить его «на вершине горы под одиноким деревом». И не совсем понятно, кто и как будет искать это место позднее, когда мать его просто забудет, родив другого детеныша, или сама погибнет?

Согласно древнему обычаю, монголы не имели права навсегда утратить в своей памяти СВЯТИЛИЩЕ, которое требовало не только постоянного и регулярного его посещения, но и ВЕЧНОГО поклонения и почитания со стороны потомков.

Единственное, что можно точно определить по легенде, так это время года, когда у верблюдов начинается отел, и которое совпало со временем похорон, а это зимой, либо в конце января, либо в феврале, когда землю в степи не то чтобы продолбить лопатой, но и тротилом взорвать невозможно!

Зато в эти месяцы озеро Байкал превращается в широкую и надёжную дорогу, по которой легко и безопасно можно передвигаться к Царскому Некрополю! Да и описанное захоронение выглядит слишком примитивно, так как первый Император монголов наверняка заслужил себе шикарный погребальный зал, отделанный благородным горным хрусталём и украшенный златом-серебром, а не обычную холодную яму в голой степи.

В свою очередь, английский ученый С.Уолкер , также занимавшийся данной проблемой, в своих трудах рассказывает о каменном кургане, расположенном на одной из вершин горного хребта Хентэй, что на севере нынешней Монголии. Основанием кургана является площадка в виде прямоугольника длиной 250 и шириной 200 метров, а его высота почему-то не указана.

Именно с этого горного водораздела берут свое начало реки Онон и Керулен, по берегам которых предки Борджигинов многие сотни лет воевали и пасли свой скот. Возможно, что Уолкер умышленно упустил точное указание высоты строения по той причине, что она не слишком выделяется на вершине, так как ею и сама является. Вполне вероятно, что данное сооружение было призвано исполнять роль своеобразного «каменного щита», благодаря которому определить, в каком именно месте находится вход в подземную погребальную камеру, практически невозможно. Кроме того, подобные курганы, называемые монголами ОБОО, издревле возводились кочевниками на каждом горном водоразделе. Они всегда были, и до сих пор исполняют роль культовых участков земли, предназначенных для жертвенных подношений духам предков и поклонения Онгону - «хозяину» данной местности.

Самые первые и по-настоящему крупномасштабные поиски так называемой «могилы Чингис Хаана» с использованием космических спутников для фотографирования местности, вертолетов, кинологов с собаками, военных саперов и даже экстрасенсов были начаты в 1990 году совместной монголо-американской экспедицией. На ее финансирование техасский мультимиллионер Джон Вудс выделил пять миллионов долларов. Все эти и последующие многолетние поиски принесли археологам немало интереснейших находок, но главная цель так и не была достигнута!

И как это сами араты решились нарушить Йэхэ Хориг (Великий Запрет), почему они допустили ученых к поиску священных могил, зачем разрешили копать землю в сакральных местах и переворачивать камни древних курганов? Американские деньги, конечно же, сыграли здесь свою определённую роль, но может быть те, кто давал на это разрешение, уже заранее знали, что на территории нынешней Монголии искатели ничего и никогда не найдут?

Примерно в эти же годы, когда перестройка сдернула «железный занавес», запрещавший в России писать на данную тему, внештатный корреспондент газеты «Правда Бурятии» Чингис Доржиевич Гомбоин начинает серию своих работ. Основой его версии является легенда о способе захоронения гуннского вождя Атиллы, потомка хуннских царей, тысячи лет повергавших в ужас жителей Поднебесной, а на закате своего существования «задавших перца» римским патрициям. Хунны также имели подробную топографию ареала своего обитания, «любезно» подаренную им древнейшей китайской цивилизацией. При этом изображение озера Байкал, полностью покрытого зимой чистейшим снегом, ассоциировалось у них с благородной белоснежной птицей.

Автор статей выдвинул предположение о том, что монголы сначала отвели в сторону русло реки Онон, на берегу которой родился Темуджин, а затем в обнажившемся каменистом берегу пробили в скалах пещеру, в которой установили саркофаг из горного хрусталя с телом Императора. Тщательно замуровав вход, они снова пустили воду, и река навсегда укрыла последнее пристанище Кагана. Главным стержнем мысли ныне покойного Чингиса Доржиевича является утверждение о том, что найти этот участок земли теперь невозможно, так как за прошедшие столетия Онон много раз менял направление течения, а значит и свои берега.

В тоже время, автор подробно описывает каменный курган, расположенный на одной из вершин хребта Хамар Дабан, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, где, как он предполагает, захоронена мать Чингиса по имени Огэлэн.

Ононская версия маловероятна, так как на берегу этой реки зарыта в землю пуповина-послед Тэмуджина и этот регион именуется Нютаг Тоонто , то есть Родина . Обычаи кочевников предусматривали погребение знатных покойников на специально отведенных территориях, которые объявлялись запретными и куда доступ простым людям был категорически запрещён.

У «чёрного народа» харачу имелись свои способы. Труп либо сжигали, раскидав пепел по ветру, либо привязывали его к необъезженной лошади, которая убегала от страшного груза до тех пор, пока от последнего ничего не оставалось.

Кроме того, Чингис Доржиевич также проигнорировал заветы Хаана, касающиеся «вершины горы» и «одинокого дерева».

В сказании Алтан Тобчи Лубсана Данзана приводится четыре варианта нахождения Царского Некрополя. Это либо южный склон горного хребта Хентэй, либо северный склон водораздела Алтай, либо местность Йэхе Отог, либо вершина горы с названием Бурхан Халдун.

Цель вышеприведённой игры слов, например «либо-либо» и «попробуй-угадай» - запутать незадачливых искателей приключений. На самом деле, автором четко указаны такие географические ориентиры, как символическая гора под названием «Лысый Бог», а такую форму в 13 веке имела северная граница империи,

местность «Великий Шалаш», то есть култук северной оконечности озера, сходный по своей форме с лесным балаганом.

Кроме того, это название имеет ещё одно значение, такое как «Великая Семья» или «Великий Род», что наиболее ярко отражает обозначение территории родового могильника Чингизидов.

О настоящем же предназначении северных и южных склонов гор Хэнтэя и Алтая читатель познакомится в ходе дальнейшей «беседы».

В 2003 году казахский писатель Хамза Коктанди издал в Москве книгу на родном языке с «точнейшим» указанием места захоронения Императора, которое, якобы, расположено на юге этой республики. Однако все экземпляры данного произведения добросовестно хранятся у него в квартире, и он пока не намерен пускать их в продажу, так как опасается, что Великое погребение будет сразу же найдено и разграблено вандалами. Возникает вопрос, для чего вообще ему нужно было что-то издавать? Чтобы потом в течение десятка лет сидеть и охранять свой фолиант от авантюристов и искателей сокровищ?

28 июня 2001 года официальные средства массовой информации всех стран мира передали сообщение экспедиции, которой руководил археолог Моури Кравиц. В нем говоилось о том, что в монгольском аймаке Хэнтий близ горы Биндер найдено погребение сразу шестидесяти воинов и одним из них, якобы, является сам Чингис Хаан! Уже 3 августа, опять же на весь мир, прозвучало опровержение предыдущей сенсации, и знатный покойник, чье имя не называлось, был обозначен всего лишь как один из потомков императора.

Кравиц начал поиски в 1960 году еще на заре своей молодости, и я

осмелюсь предположить, что спустя 10 лет после начала раскопок его инвестор наконец-то поинтересовался у археологов, на какие именно цели были потрачены его денежки и где результаты их работы.

Тем более, что ровно через год, то есть 15 августа 2002 года Кравиц сообщил о приостановке всех работ и их полной консервации.

В июле 2002 года о своей версии громогласно заявил профессор из города Кызыл Орда Николай Абаев .

Он называет местом своего открытия село Сосновка, расположенное в центральной части Тувы, где был обнаружен большой надгробный камень с описанием обряда захоронения Чингис Хаана, но каких-либо иных подробностей этим ученым по чему-то не приводится.

Лично я сомневаюсь, что монголы, похоронив своего вождя, могли оставить сообщение о том, кто именно покоится под этим валуном.

В декабре 2002 года торжественно объявляет о «великой находке» китайский профессор Цан-ху и называет регион, расположенный неподалеку от города Чин-Чинь, что в Уйгурском автономном округе.

Зачем это было сделано, никому неясно. В китайские варианты никто и никогда из ученых не верил еще и потому, что данную версию эта страна всегда тесно увязывала со своей геополитикой постепенного захвата чужих территорий. В тоже время скрытно похоронить Правителя монголов вблизи довольно большого города было бы просто невозможно.

7 октября 2004 года уже совместная монголо-японская экспедиция «уверенно» дала информацию о том, что Некрополь Кагана опять найден в аймаке Хэнтий, но только уже в другой местности, под названием Авраш. На основе обнаруженных ими фундаментов учёные подробно описали устройство довольно большого мавзолея, но о том, куда подевался его «владелец», они ничего не сообщают и намерены искать тело в радиусе аж 12 километров на протяжении ещё не менее трех лет…

Данное сообщение было показано в новостях 1-го и 2-го каналов Российского телевидения, где было хорошо видно, что раскопки вновь ведутся в ровной степи, а это означает, что о последнем наказе нашего героя искатели опять «позабыли» и по этой причине снова, мягко говоря, «грубо прокололись».

Думаю, что настало время подвести некоторые предварительные итоги, из которых явствует, что все вышеперечисленные легенды и рассказы дошли до нас из глубины веков, и были либо специально в целях дезинформации грабителей «пирамид» придуманы хранителями Великой тайны, либо несут в себе отдельные достоверные сведения, смысл которых не только нужно суметь понять, но и, словно разноцветные паззлы различной формы, сложить всю информацию в единую мозаичную картину. Либо же они хитроумно зашифрованы с использованием древнего секретного кода, абсолютно неизвестного современному человеку.

Всё то, о чем узнал читатель, взято мною из достоверных источников, которые при желании можно быстро и легко проверить, открыв публикации указанных выше авторов или «войдя» во всемирную сеть.

Все теоретические и практические изыскания, проведенные археологами за последние двадцать семь лет, оказались бесплодными, а перечисленные выше аргументы и факты являются не более чем малодоказательными ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ, так как среди них нет ни одной настоящей, достаточно полно обоснованной и аргументированной ВЕРСИИ.

Может быть, главной причиной этих неудач явилось то, что искатели приступили к работе исключительно на территории нынешней Монголии и имели на руках короткие и разрозненные по своему содержанию обрывки легенд и сказаний, которые «по секрету» им любезно поведали местные старожилы?

В настоящей же, действительно развернутой и полномасштабной ГИПОТЕЗЕ должен соблюдаться принцип научности, включающий в себя постановку проблемы, подробный анализ её состояния на начало разработки, планирование путей её логического решения и, в итоге, достижение конкретных, неоспоримых результатов исследования.

В своей основе версия обязана опираться на фундаментальный исторический письменный первоисточник, обязательно учитывать геополитическую обстановку того времени, а также народные традиции и обычаи, религиозные верования и обряды древних кочевников. Не меньшее значение имеют практические находки и открытия памятников или древних сооружений.

Пусть читателю не покажется слишком амбициозным данное заявление, но именно такой, ЕДИНСТВЕННОЙ в МИРЕ версией, в течение почти двух десятков лет располагал автор, что в конце концов и послужило окончательному открытию.

В 1999 году, благодаря счастливой случайности, в мои руки попало древнее монгольское сказание «Алтан Тобчи» под авторством Лубсана Данзана.

Прочитав его, я неожиданно понял, что Чингис Хаан, отвечая на вопросы сыновей о месте своего будущего погребения, описывает уникальные места, расположенные исключительно на берегах Северного Байкала. В этих строках узнаётся и 17-километровый песчаный остров Ярки, названый «переправой в широком море», и огромный байкальский сор, в целях конспирации умышленно именуемый «маленьким болотцем», и единственная тогда сухопутная дорога в наши края, обозначенная «горным проходом».

Данную летопись, наверняка, не раз и не два прочитывали и вновь перечитывали самые различные ученые и писатели, но они не имели возможности посещать и видеть воочию, а тем более длительное время проживать здесь и изучать северное побережье священного моря. Кроме того, в этих местах мною были обнаружены десятки комплексов гигантских искусственных каменных сооружений.

Согласно легенде, Великий Хаан похоронен рядом со своими любимыми сыновьями Тулуем и Угэдеем. Остальные Великие Ханы Монголии и члены их семей покоятся в некотором отдалении, в других местах, но все они объединены одним «Запретным Местом» под названием «Великое мертвое Царство Золотого Рода Чингизидов», сравнимым по своему величию лишь с Долиной Царей Древнего Египта.

После самой первой публикации в газете «Молодёжь Бурятии» ко мне подошёл житель города Северобайкальск Иванов Аркадий, бурят по национальности, по комсомольской путёвке приехавший на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали из Ольхонского района Иркутской области и поведал мне такую историю.

Его старенькая бабушка была шаманкой и долго не могла понять, куда это собрался и уезжает её любимый внучек? Когда же до неё дошло, то на её голове моментально все волосы встали дыбом, она забилась в истерике и громко закричала:«Аркадий, что ты делаешь, нашему народу в тех местах жить категорически запрещено!»

Почему же так много различных претендентов на это заветное место мы сегодня имеем? В их число, кроме самой Монголии и Внутренней Монголии Китая, входят и Читинская область, и Тува, и Казахстан, и Тункинская долина Бурятии, и Горный Алтай, и даже озеро Иссык-Куль?

Это объясняется довольно просто: в границы Монгольской империи 13 века входили все вышеперечисленные регионы, не была исключением и северная часть озера Байкал.

В целях создания удобных условий для выполнения простым народом священного обряда поклонения ДУХУ усопшего Вождя, правители Империи наметили ещё восемь различных территорий, расположенных поблизости от мест их постоянных кочёвок, на которых были объявлены, организованы и успешно проведены не менее величественные и пышные, но уже фиктивные похороны. Всё предыдущее время на протяжении двух лет факт смерти Великого Хаана тщательно скрывался, а страной управлял его младший сын Тулуй «Зеркало».

В итоге тункинцы «хоронили» Повелителя под курганом в Орлике, борджигины «провожали» своего земляка в последний путь под холмом на Хентэе, уйгуры ставили белые юрты в Эджин Хоро, и так далее, и тому подобное…

Всё выше перечисленное позволило ввести в заблуждение охотников за черепами и алчных грабителей «пирамид», которые существовали во все времена. Память же об этих событиях навсегда сохранилась в устных преданиях жителей соответствующих степных долин, а позднее нашла своё отражение в различных письменных источниках, в том числе и в рукописи под авторством Лубсана Данзана.

Александр Клементьев.